Тантрические божества

Импровизация блаженства

📌   🕒

Тантрические божества – это качества нашей изначальной природы. Они никогда не были отделены от нас, но могут быть не проявлены, скрыты за омрачениями. Чем ближе мы к распознаванию сущности своей познающей пустотности, тем плотнее и яснее наш контакт с этими качествами-божествами.

Некоторые люди отрицают существование божеств, но в действительности они есть не что иное как качества спонтанного присутствия, свойственные изначальной чистоте нашей природы. Именно по этой причине божества появляются, если усердно выполнять практику тогал, и в посмертном состоянии бардо. Они не приходят ниоткуда. С точки зрения ати-йоги, божества – это часть вашей собственной природы. В маха-йоге и ану-йоге говорится, что они пребывают в теле, и в этом контексте тело есть мандала победоносных будд, появляющихся из него в момент смерти. — Тулку Ургьен Ринпоче: «Так, как есть»

Пустотный аспект эмоции – это дхармакая, ее познающий аспект – самбхогакая, а неделимость этих двух аспектов – нирманакая…

Коренная причина просветления – это видение трех кай, попросту говоря, зная, что наша природа – это три каи, мы достигаем просветления. Находясь во власти трех ядов, мы скитаемся в сансаре…

Когда мы осознаем, что сущность эмоции – в данном случае вожделения – это пустотное восприятие, нам больше не нужно трансформировать ее.

Наша пустотность – дхармакая. Наша энергия, блаженство, движение праны – самбхогакая. А вот что касается нирманакаи – то Тулку Ургьен дает очень интересную трактовку, это не нечто третье, но объединение первых двух. И даже не объединение как процесс, но изначальная их неделимость! То есть материя не есть некая третья, наиболее грубая из трех, субстанция, но она всего лишь пустота нераздельная с аспектом познания (аспект познания это прежде всего движение, блаженство, метод). Нирманакая – это неделимость, или единство метода и пустоты.

В прикладном смысле это означает: если делая что-либо, то есть применяя какой-либо метод, нам удается осознавать пустотность процесса, то наше действие становится совершенным. Так, когда-то давно изучая вопрос музыкальных импровизаций, я обнаружил, что любую ошибку, любую фальшивую ноту, случайно извлеченную по ходу игры можно поставить на службу импровизации, и даже сделать ее изюминкой. Ведь что главное в подобных экспериментах – спонтанность, отсутствие направляющего и тем ограничивающего мыслительного процесса. В импровизацию следует погружаться без надежд и опасений, так же как и в медитацию. В противном случае мы рискуем упустить тот чудесный, возможный ход событий, о котором у нас нет никакого понятия, но который скрыт и потенциально присутствует в методе. Обычная реакция ума на фальшивую ноту – страх, опасение, что она испортит всю композицию, репутацию (все пропало, они поймут, что я – бездарность и не умею играть). Но кто и что определяет фальшивость ноты в импровизации? Только ты сам, своей концентрацией на пустоте чистого звука. Никакие каноны, ограничивающие формы, гармонии и прочая искусственно-созданная темперированная чепуха здесь не работают. Когда ты теряешь безобъектное сосредоточение и начинаешь думать о том подходит сюда эта нота или нет, она тут же становится фальшивой, даже если на внешнем уровне и не выглядит таковой.

Если же музыкант способен непрерывно удерживать концентрацию на сути извлекаемого звука, на его пустотности, эфемерности, которая с каждой секундой неповторимо видоизменяется; если он способен созерцать процесс своего собственного звукоизвлечения не принимая его и не отталкивая, то есть не цепляясь за удачные моменты и не чураясь якобы провальных, левых нот – все, что он извлечет будет совершенно. Таким искусством несомненно обладает американский гитарист и композитор, студийный музыкант, звезда гитарного авангарда, виртуоз Марк Рибо.

Однако, у меня есть большая уверенность, что даже и без особого владения инструментом, с таким сущностным подходом любое произведение будет априори гениальным. Вот только найдется ли для него адекватный гений-слушатель)?

Звук приходит в ухо, ухо идет на звук. Когда вы устраняете звук и смысл – что вы понимаете? Слушающий ушами никогда не сможет понять. Для сокровенного понимания звук надо видеть. — Мумон, мастер дзен

Взято отсюда

Делитесь в соцсетях!
comments powered by Disqus