В комментарии к “Основе всех совершенств” (Дзонг-ка-бы) (ион, тан гзхир гюр ма’и ‘грел па) говорится:

“В начале своей духовной карьеры великое существо, которому суждено было стать известным как Будда Шакь-ямуни, сначала вызвал в себе альтруистическое стремление к наивысшему просветлению как в духовной, так и в практической формах. Затем в течение трех неисчисляемых великих эонов он приобрел богатство достоинств и мудрости, которые состояли из шести совершенств. Впоследствии он достиг совершенства жизни, состояния Будды, ради блага всех живых, существ.

После этого он передал своим последователям драгоценный нектар святого учения со всеми их восемьюдесятью четырьмя тысячами совокупностей. Этим актом он направил все существа на правильный путь, доведя до полного развития тех, кто еще не созрел, освобождая тех, кто был зрелым, и доведя до совершенства тех, кто был свободным.

Все основное учение Будды представлено в учении “лам рим” — учении о ступенях пути к просветлению. Много , пользы в том, что слушаешь или изучаешь это учение; достаточно назвать только несколько заповедей, чтобы понять все учение: отвернись от греха, не занимайся бессмысленной деятельностью и достигни нирваны.”

Будда Шакьямуни, великий духовный друг всех существ в мире, стал величайшей сокровищницей драгоценных и непостижимых знаний и достоинств.9 Он осветил правильный путь к высшему состоянию людей и богов и к конечной цели совершенного просветления. Великим львиным рычанием своего учения на поднимающихся подвластных (ртен быонг, пратитьясамут лада), этот необычайно милосердный учитель превзошел лисоподобных учителей ошибочных учений.

Когда в прошлых своих жизнях он занялся учением Бодхисаттвы, он увидел, что весь мир погружен в сплошную темноту невежества. Существа страдали в бездне рождения, старости, болезней и смерти, подавленные различными беспокойными настроениями, подобными ядовитым змеям или диким животным. Попав в болото циклического существования (круговорота бытия), где их души и тела мучились во многих отношениях, они жалобно выкликивали. Осознав это верно, с его непревзойденными милосердием и состраданием, он дал им счастье и помощь, слушая их, глубоко обдумывая их состояние и оказывая им непосредственную поддержку.

Так как этот Бодхисаттва, которому суждено было стать Буддой Шакьямуни, воплотил в жизнь драгоценное альтруистическое стремление к просветлению (бьянг чуб къи семе, ботхшпта), он любил все существа более нежно, чем себя, и постоянно желал только избавления их от страданий. Пообещав выполнить это желание, он работал многие жизни в течение тысяч зонов, пренебрегая собственной жизнью и телом. Побуждаемый таким отношением, он совершал деяния, отличающиеся от обычных земных поступков. Одно лишь описание его испытаний наводит страх на обычных людей, не склонных к религии.

Мужественными и настойчивыми усилиями Бодхисаттва приобрел как достоинства, так и мудрость, освободившись от препятствий (сгриб па, аварана ), мешающих освобождению и всеведению, и достиг высшего состояния Будды. Так же, как и драгоценный камень, исполняющий все пожелания, так и он сейчас был в состоянии осуществить свою конечную цель и помочь другим осуществить их. Он был сейчас Буддой Шакьямуни, Дхармой-властелином всех трех царств. Все его действия и мысли возникали стихийно, под воздействием вызванного им ранее стремления к просветлению и океана страстных молитв. Вскоре, со дня его рождения в раю Тушита, ему было суждено совершить двенадцать деяний Будды в разных формах во всей этой вселенной, содержащей миллиарды мировых систем.10 Ему суждено было освободить своих учеников, принимая во внимание их мысли, склонности и скрытые наклонности и ярко осветить темноту всех трех царств светом его добродетельной деятельности, великим сокровищем.

После нисхождения из рая Тушиты, Будда Шакьямуни родился на континенте Индия под именем Джамбудвипа. Он родился принцем королевской касты, касты, почитаемой выше всех других. Тем не менее, он отказался от правления королевством и покинул дворец, дав клятву отречения. Затем он занялся тяжелой практикой аскетизма в течение шести лет. И наконец, поборов дьяволов, он снова приобрел свое прежнее состояние Будды, проявив полное просветление за одну ночь, сидя под деревом Бодхи.

Как истинный Будда, он продолжал совершать двенадцать деяний, приведя в движение три колеса Дхармы или Учения. Вначале великие боги Брахма и Индра просили его повернуть колесо учения. Затем он изложил первое колесо учения, известное как “колесо четырех благородных истин”, своим первым пяти ученикам в лесу Варанаси под названием Олений Парк. В этот период Будда разъяснял доктрину о четырех благородных истинах и явлениях, существующих истинно. Далее, на Вершине Грифов он повернул второе колесо Учения ради своих бесчисленных учеников – Бодхисаттв, Слушающих, богов и людей. Это второе учение объясняло понятие пустоты или отсутствия явлений, существующих истинно (бден пар груб па, сатъясиддхи) и было известно как “среднее“колесо бесприз-наковости”. Наконец, такой же группе учеников он изложил третье колесо Учения, известное как “колесо, которое хорошо отличает” (два предыдущих учения); в этот период он объяснял детали и значение разграничения явлений, существующих истинно и не истинно относительно трех природ. 11

Так понял Глава мирян Победоносный (бком лдан ‘дас, бхагаван) и так он изложил три колеса Учения для того, чтобы изменить противоречивые состояния, известные как беспокойные настроения. Существует восемьдесят четыре тысячи видов этих беспокойств, которые подразделяются на четыре группы, в каждой по двадцать одной тысячи. В этих группах рассматриваются соответственно желание, ненависть, невежество, а также все три вместе. Чтобы противостоять этим чувствам, Будда изложил все восемьдесят четыре тысячи видов этого учения.

В соответствии с формой их изложения, писания делятся на двенадцать составляющих: 1) речи, 2) песни, 3) пророчества, 4) стихи, 5) важные высказывания, 6) краткие изложения, 7) агиография, 8) легенды, 9) истории происхождения, 10) большие тексты, 11) чудодейственные свойства и 12) изображения.

В соответствии с предметом рассмотрения, писания делятся на три собрания (сдэ снод гсум, трипитака). То, содержанием которого является практика исключительной этики, называется собранием моральной дисциплины. Следующие два собрания с их практиками исключительного медитативного сосредоточения и исключительной мудрости, называются соответственно собранием трактатов и собранием истинного знания. Среди двенадцати составляющих писания, первые пять включены в собрание трактатов, следующие четыре – в собрание моральной дисциплины, а остальные три — в собрание речей Махаяны. Из всех двенадцати частей, высказывания относительно явлений, охарактеризованных специфически (ранг мтсхан, свалаксана ) и в общем (спьи мтсхан, саманъялаксана ), принадлежат собранию истинного знания.

После того, как Глава мирян Победоносный повернул три колеса Учения, он указал на Махакашьяпу как на своего преемника. После этого, чтобы направить сторонников вечного существования к учению, он продемонстрировал последнее из своих двенадцати деяний — вступление в заключительную нирвану. Его учения было достаточно для его учеников и время его подошло к концу. Он умер.

Махакашьяпа затем созвал пятьсот Архатов, великих учителей духовной общины, на первый совет учения. Он проходил во время трехмесячного летнего уединения, когда монахам запрещалось покидать территорию монастыря. В это время Архаты попросили Ананду, близкого ученика и слугу Будды, сказать слово первым. Поскольку не было трона для проповеди, остальные четыреста девяносто девять Архатов сложили в кучу свои желтые монашеские одеяния, чтобы сделать трон. Ананда сел на него и, сложив руки в молитве, обратился лицом к месту нирваны Будды и, переполненный сильными чувствами, разразился слезами глубокого душевного волнения. Прекрасным голосом, полным грусти, он начал чтение учения такими словами: “Так услышал я…” Таким образом, совет свел воедино великое собрание речей.

Ананда закончив речь, спустился с трона. Упали занял его место и начал чтение собраний моральной дисциплины. После него руководитель совета Махакашьяпа вышел вперед и прочитал собрание истинного знания. Эти три собрания составили первое собрание слова Будды.
Вскоре после этого Махакашьяпа завещал место преемника Ананде и умер. Впоследствии линия преемственности перешла от Ананды к Шанавасике, от него к Упагупте, а затем к Дхитике, Кришне и Сударшане. Они были первыми семью преемниками Будды Шакьямуни.

Второй совет учения состоялся сто десять лет спустя после заключительной нирваны Будды. В это время монахи в Вайшали находили удовольствие в десяти видах деятельности, запрещенных для монахов. На этом втором совете последователи Будды очистили учение Будды от осквернения, нанесенного этими монахами, совершив благоприятную церемонию очищения. В это время боги провозгласили с неба:

Нерелигиозный дух побежден. Религия торжествует!

Два различных сообщения записаны в комментариях о третьем совете учения. В первом говорится, что сто тридцать семь лет спустя после заключительной нирваны Будды, в городе Паталипутра, дьявол провозгласил себя Архатом. Он совершил много чудодейственных деянии для того, чтобы внести раскол в эту духовную общину. Этот раскол длился шесть лет. Затем монах по имени Ватсипутра созвал духовные лица, устранил все разногласия и внес спокойствие учения в общину.

Второе сообщение описывает событие, которое случилось сто шестнадцать лет после заключительной нирваны Будды. В индийском городе Кусумито (ме тог гис ргьяс па) жили четыре монаха, которые читали писания на четырех разных санскритских диалектах. Поэтому ученики этих монахов стали делиться на четыре основные секты. Их разногласия в конечном итоге привели к делению на восемнадцать сект. Однажды они обнаружили сутру, в которой Будда рассказывает о пророческом сне царя Крик-ри. Там Будда толковал сон так, что хотя его учение и будет разделено на восемнадцать сект, Учение освобождения останется вечным. Увидев это, они оставили все разногласия и собрались, чтобы воссоединить учение Будды. С точки зрения -общей колесницы (той, что едина для всех последователей), этот последний совет завершил период собирания учения Будды.

Первыми составителями учения Махаяны были Бодхи-саттвы, такие, как Майтрея. Как заявил Бхававивека в своем “Пламени рассуждений” (ртог ге ‘бар ба, таркаджва-ла) :

“Собирателями или составителями фундаментального учения Махаяны являются Самантаб-хадра, Манджушри, Ваджрапани, Майтрея и другие. Слушатели не могли составить его потому, что они не изучают священные писания Махаяны”.

Учение Махаяны о тайной мантре (тантраяне) было составлено Ваджрапани и дакинями. 12 Описание тантр о том, как это происходило, очень отличается от описания, найденного в сутрах.
После того, как Будда Шакьямуни вступил в заключительную нирвану, многие ученики в Индии в душе последовали системе Махаяны, не раскрывая этого перед другими. Так как немногие последователи открыто объясняли или воспринимали писания Махаяны в Индии в то время, каноны были унесены богами и нагами, последовавшими за учением Будды. Это драгоценное учение было очищено великими богами и нагами. Они чтили его свято, нося его как украшение на своих макушках. Таким образом, они очистили от осквернения это царство. Снова из “Пламени рассуждений Бхававивека:

“Незадолго после того, как Будда вступил в заключительную нирвану. Слушающие и другие последователи Хинаяны стали преданными учению, которое они восприняли. Составители воссоединили только те разделы учения, которые соответствовали их собственным устремлениям. Никто не собирал священные писания Махаяны, ибо не было того, кто был бы подходящим сосудом для его применения. Учение Махаяны было собрано нагами и прочими и отвезено в их страну. Таким образом, они стали сосудами для его применения. Позднее Нагарджуна, которого предсказывал Будда, взял учение Махаяны с земли нагов и распространил его по всему человеческому государству”.

Ясно, что второе распространение учения Махаяны произошло после того, как великий учитель Арья Нагарджуна прибыл в Индию. Учение Махаяны, которое было впервые систематизировано Нагарджуной, стало широко известно как истинный путь к просветлению. Посредством него можно достичь такого же осознания, как у Будды. Тем не менее, до того, как у вас возникнет стремление приложить усилия к этому, необходимо понять аналитически правильность осознания самим Буддой. Итак, нам нужно рассмотреть сейчас основу для признания Будды действительным источником знаний.