Элементы сексуальной дискриминации

Buddha.by » Библиотека » Тибетская камасутра

Несмотря на бесспорную заботу о женщинах, о чем неоднократно свидетельствует «Трактат о страсти» — удивительное явление в тибетской культуре, ориентированной на мужчин, — Гедун Чопел время от времени демонстрирует предрассудки, связанные с предпочтительностью потомства мужского пола и субординацией женщин. Он считает, что рождение мальчика — особый дар свыше наряду с богатством и славой:

«Та женщина, что увеличивает самовозникший фаллос Лепестками своих губ,
Угодна великой богине, дарующей блаженство.

Она получит славу, богатство и превосходнейших из мальчиков».

С еще большей прямотой он заявляет, что, если перед эякуляцией женщина не возбуждена, «хотя она понесет, родится всего лишь девочка».

Исходя из этого, он советует воздерживаться от совокупления по нечетным дням после менструации, так как именно в эти дни происходит зачатие девочек:

«Если она забеременеет на пятый, седьмой, девятый, одиннадцатый, тринадцатый или пятнадцатый день после менструации, у нее будет дочь, и поэтому в эти дни следует избегать совокупления. Если, переспав с мужчиной на шестой, восьмой, десятый, двенадцатый или четырнадцатый день, она понесет, ребенок будет мальчиком».

В основном женщина предназначена для работы по дому и заботы о муже:

«Последний дом женщины — не отчий дом, и ей сложно добиться успеха самостоятельно. Спутником жизни женщины, подобной безрогому животному в пустынной долине, является ее муж. В Индии жена каждое утро склоняется к стопам своего мужа и, смешав пыль с его ног с красным порошком, рисует у себя на лбу точку».

Жена должна ублажать своего мужа, так как, пытаясь жить собственным трудом, она добьется немногого:

«Муж обеспечивает ее пищей, одеждой и украшениями — всем, что она пожелает, — и всю жизнь руководит ее действиями; нет лучшего учения для женщин, чем почитание мужа. Женщина, бросающая мужа, может заняться благотворительностью, податься в аскеты и тому подобное, но корни этой добродетели, избранной самовольно, не дадут хороших ростков. Ей следует оставаться рядом с мужем, сохраняя все признаки красоты, отвечающие представлениям ее защитника. Посредством разнообразных услад, порождающих страсть и наслаждение, она должна полностью слиться (с мужем) умом и телом».

Гедун Чопел даже ссылается на отрывок из писания, где сказано, что подношение женщины в дар похотливому мужчине — высшая форма благотворительности – обручальные кольца

«В главе о практике «Тантры Калачакры» сказано, что тот, кто дает женщину испытывающему вожделение, преподносит высший из даров. Если вы мне не верите, загляните туда сами и найдете бесспорное подтверждение моим словам».

Неясно, что Гедун Чопел думает по этому поводу, хотя, предполагая, что читатели будут шокированы, он тем самым выражает и свое недоумение.
Как уже отмечалось, он осуждает мужчин за пренебрежительное отношение к женщинам, но, перечисляя достоинства женщин, не забывает упомянуть о том, что они хорошие служанки:

«Она богиня, созерцание тела которой доставляет удовольствие. Она поле, производящее хорошее потомство. Она мать, которая становится сиделкой, когда ты болен, и поэт, умиротворяющий ум, когда ты грустен. Она служанка, выполняющая всю работу по дому. Она друг, развлекающий тебя и приносящий тебе радость всю жизнь. Жена, с которой тебя связали прошлые действия (карма), наделена всеми этими шестью достоинствами».

С точки зрения человека, живущего во второй половине двадцатого века, в эпоху значительного прогресса в движении за женскую независимость, вышеупомянутые взгляды Гедуна Чопела безнадежно устарели. Тем не менее, рядом с многочисленными свидетельствами обратному, приведенными в главе о равноправии женщин и мужчин, эти предрассудки явно остаются в меньшинстве и противостоят основной направленности его повествования.