Дзен и трудовая этика

Buddha.by »
Дзен и трудовая этика

Возрастание политического и экономического влияния Китая не видит сегодня разве, что слепой. Рождественские елки, фейерверки и Санта-Клаусы, которые продаются в американских магазинах, уже делают в Китае. Можно предположить в скором будущем, что там скоро будут и писать православные иконы, клепать мощи святых, печь иудейскую мацу и изготавливать мусульманские тюбетейки и молитвенные коврики.

В чем же движущая сила могучего китайского народа? В идеях Дэн Сяо Пина? Да, но сам Дэн был продуктом китайской цивилизации, хотя и цитировал своих марксистских гуру.

Жириновский как-то недавно в Китае восхищался буддийской культурой, но поправляя Владимира Вольфовича, следует отметить, что Китай не совсем буддийская культура, а конфуцианско-даосско-буддийская, где эти три религии представляли собой святую троицу китайской духовной жизни. К этой культуре также можно отнести и соседние с Китаем страны – Японию, Корею и Вьетнам. Отличие этих стран от Китая как раз и определяет разная степень влияния одной из трех этих религий на культуру страны.

Например, в Японии буддизм повлиял в большей степени на культуру страны, чем в Китае. Во Вьетнаме тоже буддизм играл более активную роль в жизни страны. Сравнивая роль буддизма в Китае и Вьетнаме, поистине Вьетнам можно даже назвать буддийской страной, хотя там представлено и конфуцианство и даосизм.

Когда христиане хвастливо заявляют, что раньше Корея была буддийской страной, а сейчас она становится христианской под воздействием таких лжеапостолов типа Дэвида Йонги Чо и др., проявляют свойственную им ограниченность и неосведомленность относительно истории страны. В Корее, как раз, после 14-го века буддизм был загнан в глубокое подполье правящей конфуцианской элитой. Связано это, прежде всего с тем, что во время монгольского нашествия в страну (монголы были буддистами), местные буддисты, могли как-то находить с монголами общий язык, и это казалось недостаточно патриотичным конфуцианским деятелям.

Поэтому после ухода монголов буддизм подвергался преследованиям. Следовательно, его влияние, на население было гораздо меньшим, чем скажем в соседней Японией. (Хотя до монгольского нашествия – буддизм оказал огромное воздействие и на культуру и даже на боевые искусства Кореи).

И когда христианские миссионеры пришли в Корею, они почти не встретили идеологического сопротивления. Конфуцианство, как известно, не особо сосредоточено на вопросах потусторонней жизни, поэтому против железобетонных идей рая и ада, бога, духа и т. д. конфуцианство не могло найти соответствующий прием. Тем не менее, всегда в этих странах наблюдалось гармоничное единство этих трех столпов дальневосточной цивилизации. Правитель на службе придерживался конфуцианских установок, но когда его волновали вопросы здоровья, обращался к даосским кудесникам, когда же его беспокоили вопросы жизни и смерти, шел к буддийским монахам. Кстати, основателя корейской компании Хьюндэй похоронили как по буддийским, так и конфуцианским обрядам.

Одним словом трудолюбие и предприимчивость этих народов воспиталась не без влияния идей этих трех религий. В частности стоит все же упомянуть особую роль и значение психокультуры традиции Чань (яп. – Дзэн, кор. – Сон, вьет. – Тхьен) в культуре Китая. Они то и были обусловлены не только тем, что выработанные в чань-буддизме методы психической саморегуляции оказывали сильное влияние на внутреннюю психическую деятельность человека, но и тем, что они существенно влияли на его внешнюю деятельность. Перестройка обыденных психики носила в чаньской психокультуре настолько радикальный и характер, что вся структура личности преображалась сверху до низу, в результате чего, говоря умным языком, существенно менялись и когнитивные, и эмотивные, и поведенческие процессы.

Иначе говоря, в результате такой духовной перестройки определенные качественные изменения происходили не только в мировосприятии и мироотношении человека, в стиле его мышления, но и в стиле поведения, в образе его действий в конкретных жизненных ситуациях, когда он вступал в активное взаимодействие с окружающей социокультурной и природной средой.

Помедитировал, набрался энергии, а потом, эта энергия направляется в созидательное русло. Так, что для того, чтобы было больше денег, надо больше медитировать, при этом накапливается больше энергии, человек меньше спит, больше работает, отсюда и денежки. Это шутка, но в каждой шутке есть доля шутки…

Что это значит? Это значит, что чаньско-дзэнско-сонско-тхьенская психокультура оказывала определенное воздействие на окружающую среду, на социальные и культурные процессы. В отличие от других буддийских школ, по замечанию специалиста по чань-буддизму В. Абаева, негативно относившихся к сугубо “мирской” жизни и акцентировавших свое внимание исключительно на религиозной практике, чань-буддизм призывал к самому активному участию в практической деятельности, что непосредственно стимулировало чисто прикладное применение достижений чаньской психокультуры, а это в конечном итоге значительно расширяло и усиливало адаптирующее воздействие чаньской психокультуры на окружающую, социокультурную и природную среду. Проще говоря, каждая «Тойота», «Хьюндэй», «Великая Стена», а также вьетнамские супер-острые соусы несут в себе заряд положительной энергетики, которая передается из поколения в поколение представителями этих народов, впитавших чаньско-дзэнско-сонско-тхьенские истины.

comments powered by Disqus