Дхармы

Buddha.by »

Касательно известного в буддийских философских школах тезиса, что дхармы дескать “мгновенны” ( санскр. кшаника). Похоже, что нередко это утверждение понимается наивно, в смысле очень быстрой смены одной дхармы другою. Но ничего подобного буддийские философы не имеют в виду. Длительность во времени как понятие возникает при сопоставлении ДВУХ независимых процессов. А дхармы сменяют одна другую в фундаментальном процессе временЕния, который дан в самонаблюдении.

Нечто сложно устроенное. например объем мышцы или длина столбика спирта в градуснике, может меняться и, следовательно, бывает протяженным во времени. Но любая дхарма по определению дхармы есть нечто качественно предельно простое. Именно поэтому с нею НИЧЕГО иного произойти не может, кроме таких событий: появляется, есть и исчезает. Это и есть КВАНТ бытия дхармы. То есть кшана. Замерить его длительность не только невозможно, но и само стремление к этому неуместно.

Андрей Парибок
comments powered by Disqus