Десять достоинств добродетельного буддиста мирянина

Buddha.by »
Десять достоинств добродетельного буддиста мирянина

Мирской последователь

Палийский специальный термин упасака (upāsaka) означает человека, который искренне поддерживает Будду, Дхамму и Сангху четырьмя необходимыми вещами, такими как:

  1. монашеская одежда,
  2. пища,
  3. жилище,
  4. лекарства,

а также поддерживает и обеспечивает другими нуждами и потребностями. Он или она с преданностью приходят к Трём драгоценностям, посредством добродетельного служения и помощи. Такой мирянин известен как «упасака», в то время как женщину мирянку, помогающую и поддерживающую Буддийское учение (Sāsana) называют упасикой (upāsika).

Следовательно, все верующие в Будду Дхамму и Сангху с добродетельным, благородным отношением и сердцем, должны пожертвовать Трём драгоценностям свои жизни на высшем уровне познания и понимания. По крайней мере, они постоянно каждый день принимают прибежище (Ti-Sarana), что является благородным деянием и называется Саранагамана (Saranagamana). Они принимают прибежище в Будде, Дхамме и Сангхе для того, чтобы проявить почтение, уважение, и чтобы обрести ежедневное руководство. Таким образом, тот, кто принимает прибежище в Трёх несравненных драгоценностях с пониманием и преданностью, характеризуется как добродетельный ученик. Если он или она ежедневно соблюдают пять правил поведения, то он или она становятся благородными буддистами с сильной, чистой верой (saddhā).

ПЯТЬ ТИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ

Все истинные, благородные буддисты с хорошо развитым умом поддерживают различное количество правил поведения. Вместе с тем, обычные люди могут также стараться избегать пяти типов неправильных средств к существованию:

  1. Торговля оружием.
  2. Торговля людьми, работорговля.
  3. Торговля мясом животных, рыбы и тому подобное.
  4. Торговля алкогольными напитками, наркотиками.
  5. Торговля ядами, мышьяком, и тому подобное.

Вышеупомянутые пять видов деятельности, торговли, работ являются неправильными средствами к существованию, известные как миччхa аджива (micchā ajiva).

Что ещё более важно, так это то, что необходимо избегать давать или получать взятки, откаты, незаконные подарки, и тому подобное так, чтобы подлинная, чистая нравственность (sila) и совесть могли бы безраздельно господствовать в благородном сердце. Зачастую богатство или деньги происходят от неблагих телесных или словесных деяний кайядучаритта или вачидучаритта (kāyaducaritta и vaciducaritta), которые означают неправильные средства к существованию, то есть способ заработка, приносящий вред.

Таким образом, материалы и деньги, добытые с помощью воровства, грабежа, лжи, работорговли, убийства, и тому подобных вещей, не должны быть средствами к существованию.

КАЧЕСТВА ИСТИННОГО УПАСАКИМИРСКОГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЯ

Благоразумному буддисту следует сделать следующий шаг для того, чтобы стать настоящим упасакой, стараясь обрести нижеследующие качества:

  1. Веру или сильное доверие в Три драгоценности.
  2. Соблюдение, по крайней мере, пяти правил поведения.
  3. Отказ от суеверий, чудес, оккультизма и слухов.
  4. Твердая вера в жизненный закон причины и следствия, в Закон каммы и её плодов.
  5. Отказ от поддержки еретиков, ложных монахов, жрецов, и отшельников, не принадлежащих благородному, настоящему, подлинному буддийскому Учению (Sāsana). Еретики и ложные монахи (bhikkhus), получившие неполное монашеское посвящение и неправильным образом – не заслуживают почтения, почитания и восхваления.

Такого хорошо обученного буддийского мирского последователя называют тремя способами:

  1. Упасака ратана (Upāsaka ratana). «Осыпанный драгоценными камнями» мирской последователь.
  2. Упасака падума (Upāsaka paduma). Падума – это лотос. «Наполненный лотосами» мирской последователь.
  3. Упасака пундарика (Upāsaka pundarika). Наполненный белыми лотосами мирской последователь.

Итак, такой упасака будь он женщиной или мужчиной, заслуживает тройственного уважения и почтения.

ТО, ЧТО ПРИЧИНЯЕТ ВРЕД УПАСАКЕ

Следующие пять факторов, все вместе и каждый в отдельности, разрушают положение и статус истинного мирского последователя.

  1. Отсутствие или нехватка сильного доверия в Три драгоценности.
  2. Отсутствие или нехватка нравственности или нравственной жизни.
  3. Вера и доверие чудесам, суевериям, мистицизму и оккультизму.
  4. Непринятие каммы и её действия. Отсутствие веры в камму и ее последствия.
  5. Выражение почтения и преклонение перед еретиками, странствующими монахами других традиций, сектантами, ложными монахами, поднесение им даров и их поддержка.

Благодаря таким пагубным действиям и установкам, истинный упасака деградирует и утрачивает своё очень редкое состояние.
Те, у кого присутствуют те или иные вышеупомянутые недостатки (падения) известны как:

  1. Упасака чандала (Upāsaka candāla) – это плохой, низкопробный тип упасаки. Они зовутся чандала, потому что живут на кладбище.
  2. Безнравственный, падший упасака или упаскамала (Upāsakamala).
  3. Плохой, вызывающий отвращение упасака – патикиттха (Upāsaka patikittha), приносящий вред.

Таким образом, падение и деградация среди неблагоразумных буддистов в большинстве случаев идёт по нисходящей линии.

ДЕСЯТЬ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ/КАЧЕСТВ БЕЗУПРЕЧНОГО УПАСАКИ

Те, кто ищут и полагаются на наставления Трех Драгоценностей обладают такими десятью благими качествами:

  1. Живут и разделяют жизненные взлеты и падения с монахами (bhikkhus) в Сангхе. В одинаковой степени разделяют превратности мирской жизни (loka-dhamma).
  2. Выражают глубокое почтение и уважение Будде и его Учению, не принимая во внимание другие религиозные вероучения вне Буддийского учения (Sāsana).
  3. Практикуют щедрость, даяние (dana, благотворительность) в отношение тех, кто в этом нуждается, и в соответствие со своими материальными возможностями.
  4. Когда подлинное Буддийское учение (Sāsana) приходит в упадок или ему наносится вред еретиками, он или она, определённо будут помогать Буддийской Дхамме (Buddha Dhamma) вновь воссиять, прилагая при этом большие, искренние усилия и старания.
  5. Отказываются от веры простых людей в обряды, ритуалы, суеверия, в еретических учителей и жрецов. Он или она любит подлинное Буддийское учение (Sāsana) больше своей собственной жизни, потому что неправильные религии бесполезны, а также вызывают падения. Никакие еретики не должны расцениваться как наставники, которые показывают Путь к освобождению (Nibbāna). Они не являются истинными, настоящими наставниками или учителями в деле достижения наивысшей чистоты и окончательного умиротворения.
  6. Истинный упасака воздерживается от совершения телесных и речевых неблагих деяний (kaya kamma и vaci kamma).
  7. Истинный упасака отказывается от хвастовства, от показной демонстрации религиозной практики, и стремится к согласию, гармонии в жизни, без зависти, ревности и скупости.
  8. Истинный упасака выражает почтение Будде и его благородным изображениям, так как они символизируют наивысшую чистоту и наивысшее умиротворение.
  9. Истинный упасака выражает почтение и глубокое уважение Дхамме, посредством слушания, размышления и благородной практики.
  10. Истинный упасака осуществляет помощь Сангхе, как одной из трёх драгоценностей (Samgha ratana) четырьмя необходимыми вещами (одежда, кров, еда и лекарства, Milinda Pañhā-102).

Если буддист действует вопреки вышеупомянутым десяти добродетелям/качествам, то он или она настолько утратит своё нравственное поведение (sila), сосредоточение (samādhi) и мудрость (paññā), что он или она вообще перестанут быть истинными буддистами.

Пер. с англ.: Цветкова Павла

Источник: HOW TO LIVE AS A GOOD BUDDHIST. VOLUME I. Department for the Promotion and Propagation of the Sāsana. Yangon, Myanmar. 2002

comments powered by Disqus