Что необходимо делать быстро, а что медленно

Buddha.by »
 Ашин Кундалабхивамса

Ашин Кундалабхивамса.

Среди тех, кто живёт в этом человеческом мире, нет ни одного, кому ничего не нужно было бы делать. За исключением арахантов (arahants) у всех есть что-то, что нужно делать. Люди, занимаясь чем-то, должны различать, в каких случаях нужно делать что-то медленно, а в каких быстро. Только если они это смогут различать, тогда их работа может быть выполнена вовремя и с хорошим качеством.

Вещи, которые стоит делать медленно:

(1) получать знания и образование
(2) приобретать благосостояние и собственность
(3) совершать восхождение на горы
(4) желать мирских удовольствий
(5) терять самообладание

(1) Человек, желающий получить образование на скорую руку, пытается выучить второй урок прежде, чем он обстоятельно выучит первый. Поскольку этот человек тщательно не изучил первый и второй уроки, то у него будут большие трудности в изучении третьего, четвертого и последующих уроков. Вот почему он может разочароваться в получении образования.
Человек, получая образование, должен стараться тщательно и медленно учить первый урок до тех пор, пока он его не запомнит. После тщательного изучения первого урока, он продолжает медленно изучать второй, третий урок и так далее. Поскольку первый урок был усвоен, то этот человек будет в состоянии изучить и получить следующие, более сложные уроки, вплоть до завершения образования. Именно поэтому, получая знание и образование нужно быть медленным.
Высказывание, что нужно быть медленным в обучении, не означает, что нужно просто впустую тратить время без обучения. Вместо этого нужно многократно учить уроки, преподанные учителем, до тех пор, пока каждый не выучит их полностью. Вот, что значит обучаться медленно.

(2) Человек, стремящийся к благосостоянию и собственности, желающий мгновенно стать состоятельным, пытается увеличить и учредить различные виды работ, не имея для этого достаточного инвестирования или исходной собственности. У такого человека отсутствуют какие бы то ни было навыки во многих видах работ, а значит, и к своей работе он не сможет ничего добавить. Таким образом, ни одна из его работ не будет выполнена, так что в итоге этот человек будет разочарован.

Человек, стремящийся к благосостоянию, должен стараться медленно и непрерывно выполнять одну работу, в которой он искусен, так, чтобы она принесла результаты. Этот человек, накопит богатство и станет богатым в зависимости от того, насколько много он приложил усилий. Вот почему каждый должен быть медленным и непреклонным, когда он накапливает благосостояние.

(3) Человек, который стремительно взбирается, чтобы быстро достичь вершины горы в 4000, 5000 футов (прим. 1200-1500 м.) будет истощен прежде, чем он достигнет этой вершины. Он не в состоянии будет подняться выше и окажется в беде. Другой человек поднимается на гору медленно и осознанно в соответствии со своими силами. Этот человек достигнет вершины, как и следовало ожидать – в хорошей форме. Вот почему, когда взбираетесь на вершины, нужно делать это медленно.

(4) Искать себе супруга – это то, что естественно для мирян. Из-за того, что каждый спешит найти себе партнера, он глубоко не размышляет и не изучает будущего партнера, а выбирает кого-то, чтобы на нём жениться и с ним обручиться. Только после обручения они обнаруживают разногласия в своих отношениях и становятся несчастными. Бывали случаи, когда невеста или жених сбегали и прятались в день бракосочетания. Родители и пожилые родственники с обеих сторон теряют лицо, или приходят в замешательство. Они также теряют собственность, купленную для церемонии бракосочетания. Вот почему нужно быть медленным в поиске партнера для жизни и для разделения мирских удовольствий.

(5) Человек, столкнувшись с каким-то событием, и потеряв самообладание, не будет думать о причине и следствии или взвешивать за и против, а моментально разгневается. Он становится неистовым в своем поведении и произносит угрозы, используя бранные слова. Из-за того, что такой человек недостойным образом говорит и ведёт себя, его хорошая репутация теряется или разрушается, а хорошие друзья, которые его уважали, получают неверное представление о нём и перестают с ним дружить. Вот почему, когда возникает какое-то событие, дающее повод для того, чтобы потерять самообладание, нужно быть медленным, не спешащим.

Три вещи, которые необходимо делать медленно.

Три вещи необходимо обдумывать и претворять в жизнь без спешки, так как потом их трудно исправить.

(1) Жениться (супружество)
(2) Строить пагоду (храм или ступу)
(3) Наносить татуировку (оставляющую долговременные отметины на коже)

(1) Добродетельные мужчины и женщины, у которых присутствует чувство нравственного стыда (hiri) и нравственного страха (ottappa), желают пожениться только единожды, а не несколько раз. Изменить это трудно. Вот почему акт супружества должен совершаться вдумчиво и медленно.

(2) Для возведения храма, ступы или изображения Будды, которым будет выражаться почтение, должно быть выбрано соответствующее место, а изображение Будды должно выглядеть безупречно. Если место является неподходящим, а изображение не имеет прекрасных качеств красоты и великолепия, то их нельзя разрушать. Исправлять их – это трудная задача. Вот почему при строительстве храмов и ступ думать нужно медленно, без спешки и быть внимательным и аккуратным в осуществлении этого.

(3) Молодые люди имеют привычку делать татуировки на своих руках, груди и спине, изображающие кошек, тигров и духов. Когда они становятся старыми, то им хочется уже их вывести. Но краситель впитался настолько прочно в их кожу, что они уже не могут его вытравить. Таким образом, нанесение татуировок должно делаться вдумчиво и без спешки и прежде, чем это предпринимать, следует всё продумать и взвесить.

(4) Люди древности оставили стихотворное напоминание о трёх вещах, которые нужно делать медленно, поскольку их трудно исправить.

Максима: Бракосочетание, строительство храмов и ступ и нанесение татуировки. Если они осуществлены ненадлежащим образом, то исправить их трудно.

Вещи, которые должны быть незамедлительно выполнены.

Даяние (dana), нравственное поведение (sila), сосредоточение (samatha), практика випассаны, вследствие которой можно получить заслугу (vipassana merits). Достопочтенный Будда говорил, что если у вас есть возможность получить заслугу сегодня, сделайте это сегодня.

Возможность, которую вы имеете сегодня, не должна откладываться на следующий день. Почему вы не должны её откладывать? Несмотря на то, что вы живы сегодня, на следующий день вы уже можете быть мертвы. Почему вы можете быть мертвы на следующий день? Потому что ваше внутреннее тело имеет (96) видов недугов и болезней, а вовне у смерти есть множество видов оружия, таких как мечи, копья, яды и другие. У вас нет никакой возможности попросить смерть позволить вам остаться в этом человеческом мире больше на один или два дня, один или два месяца, один или два года, потому что вы не постигли Дхамму. Вы не можете выдвигать какие-либо условия.

Невозможно подружиться со смертью и поставить ей условия. Вы не можете её также подкупить. Вы не можете собрать воинов, чтобы с ней побороться. Вот почему достопочтенный Будда побуждал практиковать медитацию випассаны для того, чтобы осуществить Ниббану, и если у вас есть возможность, то незамедлительно делайте это сегодня. Вот почему, добродетельные дела должны быть сделаны быстро. (Ma 3/226)

Максима: У нас нет воинов и взятки, против смерти бесполезно бороться, у нас нет готовых к бою воинов, мы не знаем – будем ли мы живы завтра. Следовательно, не откладывайте до завтра, практикуйте випассану сегодня.


Махаси Саядо (Mahasi)
Пер с англ.: Цветкова Павла
Источник: DHAMMA PADETHA.
VOLUME I. BY MAHĀSI NĀYAKĀ,
AGGA MAHĀ KAMMAŢŢHĀNĀCARIYA
SADDHAMMARANSĪ MEDITATION CENTRE
SAYĀDAW ASHIN KUNDALĀBHIVAMSA
Translated by Daw Khin Hla Hla (Kanbawza Myitzu)
Edited by the Editorial Committee of Saddhammaransĭ Meditation Centre. Yangon.

comments powered by Disqus