Научные исследования медитации: cенсорная изоляция

Buddha.by »

Досточтимый Ануруддха, ученик Будды, однажды тяжело заболел. К нему пришли несколько монахов и спросили: «Что это за состояние, находясь в котором ум Досточтимого Ануруддхи не подвержен влиянию болезненных физических ощущений?» Он ответил: «Это состояние, братья, держится на четырех основах внимательности; благодаря этому болезненные физические ощущения не могут тревожить мой ум».

В буддистской истории можно найти многочисленные доказательства пользы медитации. Все же личные свидетельства и истории болезни слишком субъективны. Читатель может вполне задаться вопросом, а проводились ли какие-нибудь независимые научные исследования эффектов медитативных практик. Сегодня есть две сферы исследования, которые свидетельствуют о благотворных результатах психотехник

Первое научное свидетельство не относится прямо к медитации, но непосредственно связано с состояниями, которые имеют некоторое сходство медитацией. Это – сенсорная изоляция, которая детально исследуется с 1951. Есть два типа сенсорной изоляции.

Первый – это когда участника эксперимента помещают в темную, звуконепроницаемую комнату, таким образом, уменьшая доступ внешних стимулов. Его руки обернуты в мягкий хлопок; температура постоянна и умеренна; он лежит на мягком матраце. Другой тип не снижает количество внешних воздействий на органы чувств по существу, но уменьшает чувственное восприятие этих стимулов. В этом случае испытуемый надевает полупрозрачные очки, так что видит только рассеянные свет, и никаких конкретных форм и цветов. Во время эксперимента звучит монотонный звук, остальные звуки отсутствуют.

Результаты обоих видов эксперимента приблизительно одинаковые. Как в первом, так и втором случае, испытуемый находится в неподвижном состоянии; он может думать или спать по своему усмотрению, и может прервать опыт, если того пожелает. Эксперименты длятся от четырех часов до пяти дней.

Недостаток практики и умственной дисциплины превращает сенсорную изоляцию в пассивную процедуру, очень отличающуюся от медитативных состояний. Тем не менее, как медитация, так и сенсорная изоляция характеризуются временной отстраненностью от внешних стимулов без потери сознания. Таким образом, сравнение вполне возможно.

Характерная особенность исследования сенсорной изоляции в настоящее время – это наличие несоответствий полученных данных разных исследователей. Например, некоторые исследования показали, сенсорная изоляция тормозит способность к изучению, в то время как другие подтверждают обратное. Большинство ранних опытов показало, что большинство (в некоторых случаях все) испытуемых имели зрительные, а иногда слуховые галлюцинации, которые начинались от двадцати минут до семидесяти часов после начала эксперимента.

Другие же исследователи сообщали о небольшом количестве галлюцинаций. Установка играет определенную роль при этом. Одно исследование показало, во время одного и того же вида сенсорной изоляции одна группа испытуемых, которым было сказано о возможности галлюцинаций, имела в три раза больше галлюцинаций и видений, чем другая группа, которой ничего об этом не говорили.

Это объясняет психические состояния практиков йоги, которые стремятся испытывать видения, медитируя в затворах.

Недавние исследования показали, что эмоциональная атмосфера, созданная руководителями эксперимента плюс состояние испытуемого, знание, и ожидания могут оказывать больший эффект на результаты эксперимента чем физические аспекты сенсорного лишения.

Что касается медитации, то эти данные говорят о важности нравственной, интеллектуальной и психологической подготовки. Другими словами, важно приступать к медитации в хорошем, позитивном настроении. Однако задача исследования этого вопроса состоит в том, что бы выяснить, действительно ли сенсорная изоляция способствует разрешению внутренних конфликтов и позитивному развитию личности. Несколько исследований показали, что это действительно так.

Самый значимый эксперимент проводился на тридцати пациентах психиатрических заведений в г. Ричмонде, штат Вирджиния. Группа испытуемых состояла из невротиков, шизофреников, и беспорядков характера, и все были подвергнуты максимальным шести часам сенсорного лишения. Каждый испытуемый получил серию психологических тестов за день до эксперимента. Те же тесты были предложены на следующий день после эксперимента, а потом и неделю спустя. Тесты оценивали испытуемых по двадцати пунктах – типу беспокойства, депрессии, враждебности, недостатка памяти, беспорядочного мышления и т.д. Обнаружилось, что по каждому из двадцати пунктов у некоторых показатели улучшались, у некоторых ухудшались, а у некоторых не изменились. Однако положительные изменения превзошли отрицательные в соотношении два к одному. И спустя неделю после эксперимента большинство положительных изменений остались, в то время как нежелательные, или негативные, в основном, исчезли. Некоторые испытуемые не показали никаких положительных изменений по всем двадцати пунктам теста; другие показали целых тринадцать. Средний испытуемый менялся в лучшую сторону по четырем из двадцати пунктов и в худшую по двум.

Руководители эксперимента также сообщили, что у испытуемых стало наблюдаться более ясное понимание внутренних конфликтов и беспокойств, и они стали лучше осознавать, что их трудности происходят от внутренних, а не внешних факторов.

Из главы «Scientific Evaluations of Meditation» книги “Buddhist Meditation and Depth Psychology”. Автор: Douglas M. Burns

comments powered by Disqus