Буддизм на территории Казахстана

Buddha.by »
Изображение Будды в урочище Тамгалы-Тас

Казахстан сегодня преимущественно исламская страна, но Шелковый Путь который проходил через территорию страны был важным пересечением религий в том числе буддизма, и ряд исторических монументов Казахстана связан именно с буддизмом. На них изображены Будды, бодхисатвы и монахи, которые несли учение из Индии в Китай по всему евразийскому ландшафту.

Буддизм стал популярной религией в Центральной Азии между вторым веком и до появления в регионе Ислама, около восьмого века. Многие тюркские племена населяющие территорию современного Казахстана следовали буддизму. Хотя сегодня количество буддистов в Казахстане маленькое — только 0.5% от всего населения по данным 2007 года, это наибольшее количество буддистов в странах Средней Азии. Казахстан также отмечен останками буддийского прошлого особенно Жетысу (“семь рек”), регион на юго-востоке страны, где расположена Алматинская область и часть Кыргизстана.

На территории Тамгалы-Тас (“Камни со знаками”) один из самых популярных туристических мест в Казахстане, включенный в список ЮНЕСКО. Скалы около 120 километрах от Алматы помечены тысячами наскальными рисунками и гравюрами, датируемые еще временами бронзового века. Среди сцен охоты и фигур животных виднеются изображения Будд, Буддийские мантры на санскрите и изображения буддийских учителей.

Местные легенды гласят, что буддийская миссия остановилась на берегах реки Или под отвисшими скалами, когда случилось внезапное землетрясение с камнепадом. В знак благодарности за спасение монахи соорудили из скалы большой образ Будда, смотрящий в небо прежде, чем продолжить свой путь,

В Алматинской области река Кора протекает недалеко от городка Текели. В долине расположенной неподалеку от реки находится большая пирамидообразная скала с выгравированными на ней буддийскими изображениями. Окруженные протоптанной дорогой наскальные рисунки выражают многие аспекты Тибетского буддизма — ступа, снежный лев держащий ступу (снежный лев часто символизирует щедрость, ясность ума и бесстрашие в тибетском буддизме) и символы описывающие буддийскую концепцию цикличности времени.

Протоптанная дорога вокруг камня может указывать на практику медитации при ходьбе, которая совершалась во время почтительного обхода культового сооружения. Эта практика возможно была примером взаимодействия буддизма и ислама в Казахстане: казахские суфии также обходят по кругу гробницы и могилы, практикуют медитацию с мантрами и дыханием, собираются в небольших группах с наставником, могут верить в перерождения или другие учения общие с буддизмом.

Один посетитель культового места, альпинист и гид Андрей Гундарев указывает на то, что слово “кора”, название реки, созвучно тибетскому слову, которое означает круговой обход или вращение и указывает на практику медитации при обходе реликвий.

Недалеко от монумента в поселении Каялык есть руины 8-13 вв города на Шелковом пути, и объекта всемирного наследия ЮНЕСКО с 2014 года. Сейчас большинство земляных и каменных оснований руины нескольких культовых сооружений, включая Буддийский храм, около 200 км от районного центра Талдыкорган.

Возможно, многие буддийские артефакты разбросаны по всей территории Казахстана. Возле Сайрама в Южно-Казахстанской области учеными обнаружено подземное сооружение, которые как полагают, было буддийским храмом 6 века н.э.

Два комплекса менее древних руин датируемых 17 веком могли быть построены по просьбе двух братьев — калмыкских ханов Аблай-тайши и Очириту-тайши. Калмыков также называли Джунгарами, это племя которое покинула Джунгарию на северо-востоке Китая в 1607 году и населяло часть территории современного Казахстана.

В Каракульском Национальном Парке Карагандинской области находятся руины буддийского монастыря, который называется “Дворец Кызыл-Кенш” (Красный город) из-за крашенных стен. Происхождение руин неясное. Одна теория гласит, что это развалины древнего буддийского храма, согласно второй это то, что осталось от монастыря построенного в 17 в. Очиру-тайшой. Третья указывает на крепость 18 в. построенную калмыками-буддистами для защиты своей территории.

Руины остаются темным пятном для местных жителей. Считалось, что если дотронуться до них значит навлечь смерть или беду. В 20-м веке некоторые стены устояли, сегодня остались только основания, хотя и ведутся реставрационные работы.

Не далеко от Усть-Каменогорска еще одни руины 17 века — буддийский монастырь Аблайкит, построенных между 1654 и 1656 гг. Аблай-тайшой, но разрушенный в 1670 году. Остались только каменные стены крепости и культовых сооружений.

Похожий храм был разрушен, но продолжает жить в названии Семей, бывший Семипалатинск (“семь дворцов”) названный в честь семи зального буддийского храма в старом поселении Доржинкит, где находится сегодня Семей. Храмы разрушены в конце 17 века.

Калмыкские монастыри были распространены на востоке Казахстана и регионе Жетысу, но было и много юрт, от которых мало, что осталось. Калмыки, единственный европейский народ исповедующий буддизм, унесли свою религию с собой, когда покинули территорию современного Казахстана, поселившись там, где сейчас находится Республика Калмыкия, автономный регион Российской Федерации.


Перевод: Будда.by
Источник: http://buddhistchannel.tv/index.php?id=71,12183,0,0,1,0
На снимке: изображение Будды в урочище Тамгалы-Тас

comments powered by Disqus