Буддизм и наркозависимость

Buddha.by »
Буддизм и наркозависимость

Курильщиков обучают буддийской внимательности.

WEST HAVEN, Conn. (USA) – Йельский психиатр сочетает психотерапию и буддистские методы, чтобы помогать своим пациентам побеждать свои привычки.

Доктор Джадсон А. Брюер (Judson A. Brewer) проводил исследования с алкоголиками и наркоманами и теперь начинает новое исследование, чтобы помочь курильщикам бросать курить.

Брюер – директор Йельской “Терапевтической Клиники Неврологии”. То, чему он учит своих пациентов – это внимательность, термин, довольно распространенный в буддизме.

“Внимательность для научного сообщества имеет двойное определение”, – сказал Брюер. “Сначала, это удержание внимания на настоящем моменте; потом вы добавляете к нему свободное от осуждения отношение, в котором присутствует принятие и любопытство”.

«Наркоманы используют препараты или вещества, чтобы ослабить стресс и напряженность, сказал Брюер, – и их поведение становится обычным». “Каждый человек формирует свои привычки на основе предшествующих событий, и те привычки показывают, как мы подходим к новой ситуации”, – заметил Брюер.

То, что клиническое лечение дает наркозависимому, так это помощь в приостановке цикла принятия наркотического препарата для облегчения якобы невыносимого чувства, вызванного одиночеством или гневом. Брюер сравнивает это с серфингом. Волна – это чувство типа гнева, и мы пытаемся его устранить.

«Секрет в том, что гнев уйдет сам так или иначе, если Вы сможете оседлать эту волну, даже если боитесь, что утонете», – Брюер отметил.

“Вы сокрушены этими волнами. Каждый раз, когда Вы реагируете на них, они вас сокрушают. Каждый раз, когда пациенты едут на этой волне, у них это получается все лучше и лучше”.

Знание того, что они – не рабы наркотика, позволяет наркозависимым сопротивляться импульсу более успешно каждый раз. “Добавьте к этому элемент открытости, когда они знают, как и что работает, то у них появляется намного больше свободы чтобы не реагировать на эти импульсы”.

Опытный буддист знает, что гнев и другие стрессы пройдут. «Буддизм говорит, что все непостоянно, и жизнь изменится. Это включает и страдание», – сказал Брюер.

Буддизм основан на “Четырех Благородных Истинах”. Прежде всего, жизнь – это страдание, и второе – это то, что мы есть причина собственного страдания из-за нашего невежества и привязанности к своим желаниям. Третья истина – это то, что мы можем преодолеть желания, и четвертое – мы должны следовать буддийскому пути к просветлению.

Выработка внимательности в клинике – это «больничная» версия этого пути, на котором пациентам дают упражнения, которые Брюер называет акронимом «SOBER» (протрезвись). Буквы этого слова означают: S – стоп; O (Observe) – наблюдайте за телом, эмоциями и мыслями; В (Breathe) Вдохните и следите за своим дыханием; E (Expand) – Раскройте свое сознание для других явлений; и R (Respond) – реагируйте правильно.

Пациентам также преподают различные виды медитации, включая развитие сердечной доброты. “Вы только повторяете определенные фразы много раз: пусть Вы будете счастливы… здоровы… свободны от внутреннего и внешнего вреда… пусть вы будете жить с легкостью”.

Упражнения развивают концентрацию, сказал Брюер. “Это также помогает нам смягчать наши часто очень жесткие рамки между нами и другими. Это в свою очередь помогает нам не осуждать, что является одним из основных принципов внимательности”.

Еще рано говорить о конкретных результатах, но исследователи сравнивают эффект снятия напряжения с помощью внимательности с более традиционной когнитивной поведенческой терапией. Тренировка внимательности также эффективно проявляет себя в понижении агрессии и страха, в модуляции сердечного ритма и дыхания.

Брюер говорит, что исследователи не доказали связь с физической зависимостью, которую создают наркотики. “Мы знаем, что внимательность может воздействовать на физиологическую реакцию, но мы не знаем, как это происходит”.

«Кроме того, такие привязанности трудно лечить. Курильщики обычно пробуют пять – семь раз прежде, чем бросят курить», – заметил Брюер. Но даже если внимательность не принесет больше пользы, чем более традиционные методы, она и не причинит вреда. Лекарств нет, и нет никаких отрицательных побочных эффектов.

В то время как союз религии и неврологии может казаться несколько противоречивым, но, по словам Брюера, буддизм, возможно, самая привлекательная религия для научного ума. В ней нет традиционного понятия Бога, и все практики основаны на опыте, а не на вере. Он сам практикует методы школы «Тхеравада», которая сосредоточена исключительно на практике учения Будды, отвергая традиции и верования, добавленные более поздними школами.

“Это привлекает многих ученых, потому что это все очень точно и основано на опыте”, – сказал он.

Эд Станнард, АССОШИЭЙТЕД ПРЕСС, 22 марта 2009

comments powered by Disqus