Буддизм и китайская трудовая этика

Buddha.by »
Буддизм и китайская трудовая этика

Буддизм со временем смог достаточно успешно приспособиться к трудовой этике традиционного Китая, в которой проявлялось уважение к любой работе и отрицательно расценивалось пренебрежение к труду. Как только Буддизм появился в Китае, на него совершались нападки, которые временами прекращались и снова воспламенение с новой силой фактически вплоть до нового времени. С самого начала главные инициаторы этих нападений и преследования, как правило, были конфуцианские ученые и чиновники, точнее самые ортодоксальные и фанатичные из них. Одно из самых тяжелых обвинений, которые они выдвигали против Буддизма, состояло в том, что он был асоциален и не принимал участия в общественной жизни, являясь паразитом на теле общества и государства.

Подобные обвинения имели под собой весьма реальные основания, поскольку большинство буддистских монахов действительно не было задействовано в общественно полезной работе. Устав монашеской жизни никогда не поощрял подобную деятельность. Кроме того, во многих школах Буддизма любую активную деятельность рассматривали препятствие для достижения нирваны, что буквально означало прекращение любой деятельности. Даже действия, которые считали хорошими с точки зрения Буддистской этики и полезные для достижения освобождения – чтение текстов, ритуалы, практика медитации, которые повышали нравственное состояние, считались временными методами, которые после достижения желаемой цели нужно был отбросить.

Например участие монахов в строительстве и ремонте храма, считалось благим делом для морального и умственного совершенствования. Но такая деятельность была полезна и необходима только тем, у кого не устранены скверны. Кто был полностью от них освобожден должен избегать такой деятельности. В обязанности монахов входили некоторые работы в монастыре: шитье, починка и стирка одежды, уборка и т.д. В то же самое время они не должны были посвящать все время и внимание этим хозработа, иначе они нарушали обет.

Особенно строгий запрет правила Винаи (устава для монаха) налагался на сельскохозяйственные работы, поскольку при обработке земли “живые существа” могли погибнуть,и это было нарушением правила ахимсы (не-насилия), что могло создать “адскую карму”, влекущий за собой довольно неблагоприятные последствия для нарушителя. Монахам Виная категорически запрещает сельхозработы. Ими занимались в основном послушники (не принимавшие обета ненасилия) и арендаторы.

Те же самые ограничения существовали и в китайском Буддизме поскольку китайский свод монашеских правил почти полностью скопирован с индийского оригинала, и фактически ничем не отличался от него. В одном китайском переводе Винаи сказано «тем, кто следует Пяти Предписаниям, это не разрешается принимать участия в коммерческих сделках, обрабатывать землю, строить здания, держать рабов и выращивать животных. Таким образом, необходимо избегать всех видов сельскохозяйственных работ…» Монахам также запрещено срезать также траву и деревья…

Следует помнить, что в буддизме монах оставил мир со всеми его усладами и работами, которые направлены на достижение услад ради обретения высшего состояния Нирваны. В Индии это было возможно благодаря прежде всего климату и культурной среде, из которой вышло множество йогических систем, направленных прежде всего на внутреннее делание, нежели на внешнее.

Тем не менее, в Китае ситуация была иная. Поэтому буддизму пришлось трансформироваться и «китаизироваться», чтобы сохраниться.

comments powered by Disqus