Буддизм и католицизм во Вьетнаме в 60-х гг.

Buddha.by »
Буддизм и католицизм во Вьетнаме

В плане буддизма Вьетнам прославился еще в 60-х, до того времени это учение на Западе было широко известно только узкому кругу людей. Весь мир тогда увидел буддизм в действии, когда вьетнамский монах в знак протеста против преследования буддистов режимом президента-католика по имени Нго Дин Дием (Ngo Dinh Diem) совершил акт самосожжения. Снимки этого подвига разлетелись по всему миру, поднимая волну интереса к Будда-Дхарме.

Нет худа без добра. Если бы не было захвата Тибета, вряд ли тибетский буддизм достиг бы Голливуда. Если бы не было этой конфронтации во Вьетнаме, может, сегодня буддизм не был бы столь распространен в Западном мире. К тому же многие известные ученые и учителя традиции Тхеравады (например, Бхиккху Бодхи) пришли к буддизму именно через соприкосновение с его вьетнамским вариантом.

Немного истории. Вы спросите, каким образом паписты-крестоносцы оказались у власти в буддийской стране. Очень просто. Католицизм утвердился во Вьетнаме в результате его колонизации Францией. Разумеется, французы раздавали поблажки и «промоушны» местному населению, если они перейдут в католицизм. В результате такой политики образовалась прослойка, которая управляла государством от имени французов. Схема такова: 1-й мир – это колонизаторы; 2-й мир – это их коллаборационисты из местных; 3-й мир – местное население. В Шри-Ланке наблюдается подобная схема, однако, там верхи поняли, что если хочешь быть правителем в буддийской стране, надо переходить в буддизм, что и произошло после обретения независимости.

При 8%-ми процентах католиков против 92% всех остальных, преимущественно буддистов, паписты, унаследовав власть от бывших колонизаторов, решили устраивать свои порядки в стране. Возможности, которые были открыты перед католиками, были закрыты для не-католиков. Многие госслужащие буддисты, оценив ситуацию, переходили в католицизм, поскольку им ничего не светило в плане карьеры. Доходило до того, что католические священники, имея свои боевые отряды, нападали на буддийские деревни. Буддийские пагоды постоянно подвергались нападениям и осквернениям. Не стоит верить папистам, какими бы добрыми и улыбчивыми они не казались, потому что вся эта дурь у них в крови со времен крестоносцев! Вот такая ситуация была в Южном Вьетнаме.

Северный Вьетнам к тому времени был под властью коммунистов. Часто власти Южного Вьетнама обвиняли буддистов в симпатиях к коммунистам. Возможно, они были в чем-то и правы, в такой ситуации будешь симпатизировать кому угодно, только не таким властям. (Кстати, но фото внизу, можно лицезреть товарища Хо Ши Мина в одном из буддийских храмов Ханоя. Фото снято в 1963 г.)

На президента Нго Дин Диема было совершено несколько покушений, поскольку такая политика надоела всем, в том числе и его покровителям из ЦРУ. В 1962 летчик из армии Южного Вьетнама сбросил бомбу на его дворец, но покушение не удалось. В 1963 его окружение, получив санкции от ЦРУ, решили покончить с ненавистным диктатором. Нго Дин Дием и его брат Ngo Dinh Nhu (Нго Дин Нху), который был его советником, укрылись в церкви, и их местонахождения никто не знал. Они пытались связаться с верными им войсками, но таковых уже не оказалось. Тогда они раскрыли свое местонахождение заговорщикам. Президент Нго Дин Дием и его брат были застрелены и многократно проткнуты штыками их конвоирами, которые не смогли сдержать своей ненависти по отношению к ним. Вот такая нехорошая карма настигла неразумных папистов. Снимок убиенного Нго Дин Диема см. внизу.

Более подробно об этом повествует статья в Википедии

Подвиг буддийского монаха

Теперь зная ситуацию во Вьетнаме, которая сложилась там к 1963-му году, можно понять причину таких радикальных протестов со стороны буддистов. На конференции в Ханое присутствовал фотограф, сейчас уже глубокий старик, (по моему, он немец), который сумел вовремя снять и разослать по всему миру снимки изуродованных и расчлененных тел мирных граждан – злодеяний, которые совершали вооруженные формирования католиков.

В один прекрасный июльский день 1963-года на одной из площадей г. Сайгона (ныне Хо Ши Мин Сити) остановилась легковая машина. Из нее вышли трое буддийских монахов. Один положил подушку для медитации, другой открыл канистру с бензином. Третий сел в позу лотоса достал четки и прочел круг Намо А Ди Да Пхат (Намо Амитабха Будда). Двое других тем временем обливали его бензином. После прочтения круга мантры, монах достал спички и поджег себя. Полиция пыталась погасить пламя, но буддисты образовали кольцо вокруг горящего монаха, и полицейские не смогли приблизиться к нему. Один из полицейских, который оказался буддистом, совершил простирание перед подвижником. Монахи, которые образовали кольцо вокруг подвижника, скандировали на вьетнамском и английском: «Буддистский монах совершил самосожжение! Буддистский монах стал мученником!»

Монаха-подвижника звали Тич Куанг Дук (Thich Quang Duc) (Его фото вверху, и фото акта самосожжения внизу). А это его краткая биография :

Родился в центральном Вьетнаме. Мирское имя – Лам Ван Тук (Lam Van Tuc). В возрасте семи лет оставил мирскую жизнь, чтобы изучать буддизм у своего дяди, который и был его духовным наставником. В возрасте 15 лет принял обеты саманеры, а в возрасте 20 лет стал полностью посвященным монахом. После посвящения Тич Куанг Дук жил жизнью отшельника в течение трех лет. После того, как его затворничество завершилось, он начал путешествовать по центральному Вьетнаму, разъясняя Дхарму. Он в этот период основал 14 храмов. В 1934 он направился в южный Вьетнам и распространяя буддийское учение. Он также провел два года в Камбодже, изучая тексты традиции Тхеравады. После возвращения из Камбоджи, он руководил строительством новых храмов на юге страны. Позже он был настоятелем пагоды Phuoc Hoa, где находился офис Ассоциации Изучения Буддизма. Когда офис ассоциации был перенесен в пагоду Ха Loi, главный храм в Сайгоне, Тич Куанг Дук оставил должность настоятеля, чтобы сосредоточиться на медитативной практике.

Последние слова Досточтимого – никакой злобы, все по делу: «Перед тем как я сомкну свои глаза и устремлю взор к Будде, я с уважением прошу Президента Нго Дин Диема проявить сострадание к народу и обеспечить религиозное равенство, чтобы сила нашей родины была вечной. Я призываю Досточтимых, преподобных, членов Сангхи и мирян-буддистов проявить организованную солидарность в самопожертвовании ради защиты буддизма».

Как это было смотреть на видео

Вот, что писал, репортер Дэвид Халберстам, который был очевидцем этого события:

«Я хотел еще раз посмотреть на это, но одного раза хватило. Пламя исходило из человека; его тело медленно сгорало и тлело, его головы становилась черной и обугленной. В воздухе стоял запах горящей человеческой плоти; люди сгорают удивительно быстро. Позади меня я слышал плач вьетнамцев, которые собирались вместе. Я был слишком потрясен чтобы плакать, слишком ошарашен, чтобы писать свои заметки или задавать вопросы, слишком изумлен, чтобы вообще думать… Когда он горел, он ни разу не пошевелил ни одним мускулом, не произнес ни звука; его самообладание создавало контраст на фоне плачущих вокруг него людей».

Этот поступок вызвал шок, как у властей, так и во всем мире. Президент Нго Дин Дием пытался по-иезуитски представить это акт как простое самоубийство. А его невестка мадам Нго Дин Нху (Ngo Dinh Nhu), первая леди изрекла: «Пусть они продолжают это барбекю, а мы им поаплодируем». Она называла буддийских монахов «хулиганами в рясах». Недолго пришлось аплодировать, в том же году президент и его брат, он же ее муж, был убит своими же людьми. Известен факт, что когда мадам Нго Дин Нху узнало о намерении президента Нго Дин Диема выплатить компенсации семьям убитых демонстрантов-буддистов (ее брат был начальник полиции, который дал приказ стрелять), он запустила в него тарелкой с супом. В момент убийства ее мужа и президента, он находилась за границей, где продолжает находиться и сейчас.

Политические последствия самосожжения таковы: американцы заявили, что не они не хотят иметь ничего общего с режимом Нго Дин Диема, если тот не пойдет на уступки буддистам. 16 июня 1963 года , шесть дней после акта самосожжения принято Совместное Коммюнике и правительство нехотя прислушалось к требованиям буддистов, хотя это и не спасло режим. Этот акт самосожжения – без танков и пушек – поистине стал переломным моментом в истории Вьетнама.

Останки тела Тич Куанг Дука были повторно кремированы. Его сердце осталось неповрежденным огнем, и было помещено в пагоде Xa Loi в качестве реликвии. Правда 21 августа правительственный спецназ ворвался в храм и конфисковал реликвию, но дни правящей клики были все равно сочтены.

comments powered by Disqus