Буддизм и экономика

Buddha.by »
Буддизм и экономика

Потребности и трудности

Люди в эпоху «Каменного века» не думали о деньгах – ни охотники, ни пастухи. Люди тогда имели минимальные потребности и довольствовались тем, что могли добыть. Пища была основным видом потребностей. Люди носили одежды из листьев и жили в пещерах, на деревьях или под деревьями. Они сами находили себе лекарства от болезней и кочевали с места на место в поисках временного или постоянного жилья.

Со временем одежда и пища видоизменялись. Тогда начался товарообмен согласно людским потребностям. После завершения «эпохи скотоводов» возникла потребность в постоянном жилище. Поскольку люди жили в одно месте, усиливались их привязанность и эгоизм. В тексте «Agganna Sutta» Будда говорит, что первые люди, которые пришли в наш мир из Мира Брахмы жили без особых трудностей. Деревья приносили плоды в сразу же после того, как утром люди снимали с них урожай. Зерна также были очень мягкие и сладкие на вкус. У них не было шелухи, и их можно было сразу употреблять в пищу.

Однако у тех существ увеличивалась привязанность, и они начали поступать не справедливо и вероломно по отношению друг к другу. В конечном итоге изобилие стало исчезать, и жизнь становилась все более тяжелой. Люди должны уже заниматься земледелием. Возникла потребность и в правителе, поскольку собственность не распределялась поровну.

Существа, о которых говорит «Agganna Sutta» в начале были одной семьей – все равны, но позже по мере усиления жажды появлялись половые признаки. Тогда некоторые существа мужского пола стали с интересом смотреть на противоположный пол, потом пробовали объятия, а потом и половой контакт в открытую. Другие с негодованием смотрели на эти действия, мол, как можно этим заниматься с членами той же группы. Так или иначе, это было началом семьи, и люди обнаружили, что это было местом для чувственных услад (Agganna Sutta, Digha Nikaya)

Прошлое и Настоящее

Изобилие разных продуктов увеличивают потребности людей сегодня. Наука и техника дала им много обещаний. Поскольку население увеличилось, возникло и множество проблем, конфликтов, споров. Общество стало очень сложным по структуре. Правителями не легко управлять и удовлетворять людей с различными представлениями и потребностями. Будда говорил, что по мере роста знаний, в обществе будут возрастать количество проблем. Развитие знания порождает все больше и больше разнообразия.

Основные потребности человека

Хотя общество меняется со временем, главные потребности людей те же. Одежда, пища, жилье и лекарство – основные потребности людей. В «Монашеских правилах» Будда рекомендовал монахам обходиться только необходимым ради прекращения всех страданий. Предметы первой необходимости – общая собственность монахов. Они должны распределяться между монахами без различения. Монахи должны довольствоваться тем, что им подносят преданные миряне, и не беспокоиться, если чего-то не получат, поскольку их потребности сведены к минимуму.

Греческий философ Сократ сказал, что счастье достигается посредством ограничения потребностей. Будда, современник Сократа, подчеркивал необходимость малых потребностей для отшельников. Будда также советовал мирянам подавать милостыню благочестивым монахам, поскольку это приносит материальное благополучие. Если монахи не получали подаяния у одного дома, они направлялись к другому.

Бедным тоже полезно давать подаяние монахам для их же блага, поскольку щедрость – причина изобилия, а скупость – причина бедности. Когда монахи не получали в качестве подношения одежду, они могли подобрать выброшенные лохмотья, постирать, покрасить и сделать из них одежды и носить. Если не было храма для ночлега, они могли найти кров под деревьями. Если не было лекарств, они могли сделать лекарства из орехов и мочи коровы.

Поскольку времена меняются, монахи тоже не могут жить как прежде. Те, кто не совсем знает монашеские правила, полагает, что монахи просят милостыню, однако монахи никогда ничего не просят. Монах просто проходит мимо дома мирянина, внимательно осознавая все действия, устремив взор на чашу для подаяний, и принимает то, что ему подают без различения. Сегодня многие живут в квартирах, что делает традиционный образ жизни монаха не возможным. Таким образом, сбор подаяний не возможен вне буддийской культуры, которая установлена в таких странах как Таиланд, Бирма или Шри-Ланка.

Миряне тоже стали более занятыми, и времени на обслуживание монахов у них нет. Из соображений безопасности сегодня монахам законы не разрешают ночевать под деревьями в развитых странах. Поэтому жизнь монахов не такая как была раньше. Им приходится находить новые способы обеспечения своего образа жизни. Монахи приспособились определенным образом к современным реалиям, не нарушая при этом монашеских правил.

Безопасное общество и счастливая семья

Монахи и миряне – это не одно и тоже. Миряне имеют больше обязанностей, чем монахи. Вся их жизнь определяется экономическими факторами. Они должны зарабатывать на жизнь, поскольку они экономически зависят от самих себя. Поэтому Будда давал много наставлений мирянам. Мирянин должен следовать пяти нравственным предписаниям, которые включают с отказ от убийства, воровства, обмана, сексуальной распущенности, употребления интоксикаций, которые могут вызвать беспорядок ума и тела.

Эти моральные предписания благотворны не только для благосостояния одного человека, но также и общества. Общество было бы более стабильным и безопасным, если его члены не нарушали бы эти правила. Никто бы не имел страха, или недоверия к другим, поскольку все бы придерживались этих предписаний. Миряне не живут как монахи, поскольку у них есть семья. Тем не менее, они не должны впадать в крайности в наслаждении жизнью. Сегодня много семей распались из-за несогласий между мужем и женой. Поэтому взаимная любовь и доверие между мужем и женой необходимы для стабильности семьи.

Буддийская этика в экономике и цель богатства

Будда проповедовал мирянам тридцать восемь факторов благословений в тексте «Mangala Sutta». Миряне должны приобретать знания и навыки и работать. Мирянин должен стремиться общаться с хорошими друзьями, хорошо заботиться о жене, родителях, детях, родственниках, и друзьях. Он должен давать подаяние тем, кто его заслуживает; ему надлежит воздерживаться от употребления алкоголя; зарабатывать с помощью правильных средств; быть милосердным, обретать знания и мудрость.

В тексте «Parabhava Sutta» Будда перечисляет для блага мирян факторы материального благополучия. Согласно этому наставлению мирянин

- не должен быть ленивым;
- не должен тратить время на пустую болтовню;
- не должен много спать;
- ему не следует увлекаться азартными играми;
- он не должен быть распущенным и транжирить деньги;
- не должен обманывать духовных авторитетов типа монахов, или других подвижников;
- не должен говорить ложь из-за выгоды;
- не должен жениться на женщине, с которой у него большая разница в возрасте.
- ему не следует стремиться к власти, если у него нет достаточно богатства.
- не должен человек, который любит попойки и вечеринки, занимать ответственные должности;
- он должен довольствоваться своей женой, и не бегать по проституткам для половых утех.

Если человек гордится своим высоким рождением, богатством, или кланом, и презирает своих сородичей, его падение неизбежно. Будучи богатым, он не должен забывать о материальной поддержке своих родителей и делить свое богатство с другими. Он не должен с презрением относиться к добродетельным духовным наставникам и их учениям.

Из статьи «Economics in Buddhism» автора Ven. Dr. Galle Udita Maha Nayaka Thero

Перевод: Buddha.by

comments powered by Disqus