Буддизм и финансовая задолженность

Buddha.by »
Буддизм и финансовая задоженность

Финансовая задолженность – одна из основных причин бедности и обнищания. Брать кредиты, займы, деньги в долг — настолько привычное явление, что жизнь без долгов сегодня трудно представить. Многие уже не могут не занимать деньги что бы жить.

Будда учит, что бедность — вовсе не благословение, и что еще хуже — это занимать деньги и не смочь отдавать долги. Что говорит буддизм о том, почему человек становится должником, и что делать что бы освободиться от долгов?

Согласно буддийским текстам, финансовая задолженность наблюдается на двух уровнях:

  1. Индивидуальном, например, человек не может управлять личными финансами и постоянно берет в долг.
  2. Национальном, когда одно государство становится должником другого государства.

На индивидуальном уровне человек, может одалживать деньги у банков, заемных компаний или более состоятельных знакомых, друзей для разных целей. Таким образом, последствия невыплаты долгов в срок зависит от решения кредитора. Если сумма большая, например, для открытия бизнеса или постройки дома, люди берут кредиты в банках, где отношения должник – кредитор более формальные, основанные на письменных договорах и правилах. На государственном уровне сделки имеют еще более формальный вид и возврат долга происходит за счет национального богатства.

Есть и другая классификация долгов:

  1. Естественный долг, когда должник сам несет ответственность
  2. Вынуждены долг, когда человек или страна (иногда даже насильственным путем) создаёт причины задолженности для другого человека или страны, заставляя тем самым брать в долг. Это явление проявляется в уродливой форме даже в демократических странах.

В первом случае некого винить, кроме самого должника, во втором должник не виноват. Будь то индивидуальный или национальный уровень — фундаментальные факторы те же. Это созданные или вынужденные условия для задолженности, и последствия, когда должник — человек или народ должен страдать за неспособность вернуть долг в срок.

Будда в основном ссылался на первый уровень задолженности, так как в те времена не было таких банков и компаний, где можно взять заем, как сегодня. Тем не менее, поскольку личность и общество взаимосвязаны то, что применимо к первому, применимо и ко второму.

Сутта о Долгах

В “Сутте о Долгах” (Ina Sutta) в форме вопросов и ответов Будда перечисляет последствия финансовой задолженности человека, который берет в долг и не может расплатиться. На самом деле суть сутты — это развитие ментальных факторов, но в самом начале наставления Готама приводит в качестве примера должника.

Затем Будда подводит итог подчеркивая психологические факторы должника. Обедневший должник, который тратит деньги на удовольствия глубже и глубже опускается в долговую яму. Будучи не в состоянии выплачивать долги, он теряет репутацию, его обвиняют, преследуют, лишают свободы.

Монахи, для того, кто любит предаваться удовольствиям, бедность — это страдание”.

“Да, господин”.

“И бедный, обездоленный, без гроша в кармане человек погряз в долгах. Для того, кто любит предаваться удовольствиям, долги — это страдание”

“Да, господин”.

“И бедный, обездоленный, без гроша в кармане человек, погрязший в долгах, должен выплачивать проценты. Для того, кто любит предаваться удовольствиям, выплата процентов — это страдание”.

“Да, господин”.

“И бедный, обездоленный, без гроша в кармане человек вследствие не выплаты процентов во время, получает уведомление. Для того, кто любит предаваться удовольствиям, получать уведомление — страдание в мире.”

“Да, господин”.

“И бедный, обездоленный, без гроша в кармане человек, получивший уведомление, не оплативший долг, подвергается преследованию. Для того, кто любит предаваться удовольствиям, преследования — страдание”.

“Да, господин”.

“И бедный, обездоленный, без гроша в кармане человек, подвергается преследованиям, не выплачивает долг, попадает в рабство. Для того, кто любит предаваться удовольствиям, рабство — это страдание”.

“Да, господин”.

“Таким образом, монахи, бедность, долги, выплата процентов, получение уведомление, преследование, рабство – это страдание в мире для того, кто любит предаваться удовольствиям.

Таким образом, чем больше человек любит чувственные удовольствия, тем больше готов за них платить, и тем больший риск стать должником.

Кредит не всегда зло

Тем не менее, не всегда брать деньги в долг — плохо в буддийских текстах. Кредит можно воспользоваться разумно и поправить материальное положение, подчеркивается в ряде сутт.

В Саманнапхала сутте из раздела Дигханикая, Будда советует царю Аджатасатту как правильно использовать деньги, взятые в долг. Предположим, великий царь, говорит Готама, человек берет кредит для развития своего дела. Эти деньги, в свою очередь, приносят еще больше денег. Частью доходов он расплачивается с долгами, остатком поддерживает свою жену и детей. Видя такой успех, они не просто рады, они обретают душевное счастье. Такой человек будет счастлив в мирской жизни. В другом месте, Будда подчеркнул, что свобода от долгов является одним из наивысших видов счастья для мирянина.

comments powered by Disqus