Буддизм для бизнеса

Buddha.by »
Буддизм для бизнеса

Сид Кемп

Из доклада автора “Буддизм для бизнеса”, прочитанного на конференции, посвященной празднованию трижды благословенного Дня Весак. Май 2008, Ханой , Вьетнам.


В этой главе, которая является историей моей работы, я планирую затронуть эти вопросы:

- Какие проблемы и задачи стоят перед компаниями?

- Какие буддийские идеи и методы могут помочь
компаниям и людям, которые решают эти проблемы и задачи.

- Какие буддийские способы решения проблем подобны существующим идеям в бизнесе?

- Какие уникальные элементы буддизм предлагает, чтобы бизнес был полноценным, полезным для общества?
Эти вопросы занимали меня как буддиста и бизнесмена в течение последних пятнадцати лет.

Буддизм, с его практическим акцентом на счастье и гармонии в этой целой жизни, имеет многое предложить современному деловому миру, который часто полон беспорядка и трудностей. Мое собственное современное определение буддийской практики, основанной на исследовании, – это стремиться жить в понимании и равновесии, позволяя любви и мудрости действовать через меня, понимая природу страдания и радости этого мира, что корректирует недостатки и расширяет творческий потенциал. Когда я консультирую и обучаю других в сфере бизнеса, я не использую эти самые термины. Я действительно вижу, что много людей в мире бизнеса хотят и могут развить понимание и баланс. Кроме того, деловые люди хотят решить проблемы, которые очень похожи на устранение страдания. Мы изменяем стиль нашей деловой жизни, и оставляем меньше места для страдания и больше для радости.

Облегчение страдания – это основание учения Будды, Четырех Благородных Истин. Эта сутра, организована как рецепт врача. Он относится ко всем видам болезни и неустойчивости – всем проявлениям страдания – не только одной болезни или другой. Четыре Благородных Истины говорят, что страдание существует всюду, что оно имеет причину, что оно может быть вылечено, и что есть средство достижения выздоровления через равновесие и понимание.

Как же эта идея страдания относится к фирмам, или компаниям? Фирмы страдают почти так же, как и люди. Вот – некоторые примеры:

Фирмы, или компании терпят неудачу; люди умирают.

Некоторые фирмы работают неэффективно, напрасно поглощая время и деньги; некоторые люди заболевают.

Некоторые фирмы полны конфликтов; у некоторых людей их также полно.

Фирмы часто выпускают замечательные продукты или услуги, но не могут сбыть их на рынке; люди часто имеют прекрасные мечты, но не могут сделать их реальными.

Этот список можно продолжить. За прошедшие несколько лет, американская экономика видела вопиющие примеры жадности в действиях таких компаний как Enron, Comcast, и Adelphia. Я отмечал ужасный эффект страха в компаниях – особенно в Нью-Йорке – после террористических атак 11 сентября 2001 г. Чтобы иметь дело с этими весьма реальными проблемами, фирмы должны быть целенаправленными, но также гибкими и способными приспосабливаться к обстоятельствам. Успешный бизнес – это баланс, сочетание сильного руководства и гибкости, точно так же у успешного атлета.

Буддистское учение и методы могут во многом помочь бизнесу. Секрет в том, что все мы – как фирмы и так люди – приспосабливаемся к своим проблемам и позволяем им остаться. Буддистский подход состоит в том, чтобы внести понять эти проблемы и сказать себе, что “если есть страдание, есть и лечение”. Тогда мы начинаем работать – ясно, целенаправленно – чтобы решить проблемы, устранить их, и достичь поставленных целей. Это – деловой язык. Говоря буддийским языком должно быть понимание баланса, чтобы устранить страдание.

В Буддизме есть несколько основных идей, которые ценны в бизнесе. Весьма полезно перевести эти иностранные термины на деловой язык:

1. Наше страдание, или напряжение (проблемы и конфликты в бизнесе). В Буддизме, это – Первая Благородная Истина.

2. Мы можем прекратить страдать. В Буддизме, это – Третья Благородная Истина.

3. Есть связь между нашими действиями и результатами, которые мы получаем, в контексте личного страдания, и также в контексте результатов в бизнесе. В Буддизме, это называют судьбой. В Западных терминах это называется законом причины и следствия, и это – ключевой аспект анализа и решения проблем. Если мы изменяем причину, проблема (страдание) уходит.

4. Знание своих мыслей, чувств и действий помогает изменять их. Тогда мы страдаем меньше и получаем лучшие результаты. В буддизме это цель медитации и анализа.

Моя практика буддизма в сфере бизнеса помогла мне найти способы поделиться этими идеями. Например, вот – некоторые общие деловые понятия, которые открывают дверь в более здоровые, более эффективные отношения на работе:

1. Взаимодействие. Люди могут учиться сотрудничать, и это хорошо для результатов. Буддийские общины имеют 2600-летний опыт приспособления окружающим условиям и местной культуре. Буддистский термин для этих общин – Sangha.

2. Сокращение напряжения. Лишняя напряженность и гнев в рабочем месте создают проблемы для каждого человека и для всей компании, и есть вещи, которые мы можем сделать об этом. Первое благоприятное воздействие медитации – расслабление; второе – понимание источников напряжения, диагноз и эффективный ответ.

3. Персонал и эффективность команды. Те, кто желает изменяться, чтобы быть эффективным, более открыты для наблюдения за собственным поведением. Буддизм, особенно традиция Дзэн, имеет длительную историю сотрудничества, определения проблем, и достижения целей через эффективное лидерство и взаимодействие.

4. Предотвращение враждебного окружения на работе. Законы и инструкции теперь требуют, чтобы окружающая среда на работе не была враждебной по отношению к женщинам, разного рода меньшинствам и другим культурным группам. Враждебное или дискриминационное окружение обходится очень дорого компаниям. Это дополнительные расходы на специалистов по изменению поведения персонала и атмосферы в компании. Буддизм предлагает 2 600-летний пакет инструментов личного роста. Основной момент этого обучения – понимание эффектов, или влияния, которое оказывает наше поведение на других. В буддийских терминах, это – два основных метода: понимание себя и непосредственно ситуации, и понимания кармы.

5. Деловая этика. Мы все были травмированы корпоративными скандалами, которые стали очевидными в 2001 г. Законы были изменены, и теперь вопрос, как изменить деловую культуру сейчас горячая тема. Буддистская практика – инструмент для людей и команд, с помощью чего можно эффективно внедрить нравственное поведение в жизнь и в работу. Фирмы страдают, и страдание имеет свои причины.

6. Вот – некоторые примеры: Когда бизнес не работает, теряют на этом все – клиенты, персонал, сами владельцы и акционеры. Когда бизнесом плохо управляют, люди не находят радость в своей работе. И когда бизнес дезинформирован, он участвует в увеличении страдания в мире. Совмещая буддизм для бизнеса, я развиваю понимание страдания и радости, и причин страдания и радости, в деловом мире. Поскольку люди в бизнесе знают свои действия и последствия тех действий, становится целесообразно следующее:

Создавать фирмы, которые преуспевают

Создавать фирмы, которые приносят пользу клиентам

Создавать фирмы, где приятно и радостно работать

Изучить, как компании создают страдание в мире, и начинают изменить тактику.

Читатели, знакомые с учением Будды поймут, что я уже ввел три ключевых элемента из наставлений Будды, или сутр: Четыре Благородные Истины; карма; и самоанализ (второй фактор пробуждения). Совмещение 2 600-летнего учения Будды и потребностей американского бизнеса было моей невидимой практикой в течение более чем 15 лет.

comments powered by Disqus