Буддийская история термина «Хатха Йога»

Buddha.by »
Буддизм и хатха йога

Согласно данному исследованию, слово “хатха” впервые появляется в буддийских текстах, а именно в Гухьясамаджа-тантре (датируется 8-м веком) и только потом обнаруживается в шайвистской, натхской и ведантической традициях. Это не свидетельство о заимствовании, просто история термина.

В Гухьясамаджа-тантре говорится, что к хатха-йоге прибегает тот, кому не удалось добиться результатов методами самой тантры. Автор статьи говорит о результатах — даршана — как о визионерском опыте, но смею предположить, что речь идёт обо обретении воззрения, то есть понимания. В традиции дзогчен и махамудры также говорится о том, что тому, у кого не получилось обрести понимание созерцания, следует прибегнуть к методам ца-лунг — контролю жизненной энергии — и уже на основе овладения этими методами вернуться к применению методов дзогчен и махамудры.

О хатхе говорится и в Калачакра-тантре (10 век), в знаменитом комментарии к которой — Вималапрабха (11 век) — даётся и первое определение хатхайоги, повторяемое разными учителями, включая Наропу (перевод приблизительный):

«Теперь объясняется хатхайога . Здесь, когда неизменный миг (акшаракшана) не имеет места, поскольку жизненное дыхание необуздано, [хотя] образ и был увиден посредством удержания (пратьяхара) и т.д., тогда [йогин], насильственно приведя поток жизненного дыхания в центральный канал посредством упражнения в звуке, может осуществить неизменный миг посредством нераспространения с помощью удержания бинду бодхичитты в ваджре-драгоценности, помещённой в лотос мудрости. Это и есть хатхайога.»

Источник: Jason Birch, The Meaning of haṭha in Early Haṭhayoga
Перевод: www.facebook.com/groups/1666023023537455

comments powered by Disqus