Альтруизм в сексе

Buddha.by » Библиотека » Тибетская камасутра

В Высшей Йога-Тантре санскритский термин «кашпа» может означать и сострадание, и блаженство, испытываемое во время оргазма без поллюции. Даже в этимологии самого слова кашпа заложено два значения: сострадание и блаженство. Кашпа приобретает дополнительное значение «остановки блаженства», когда к первой букве «к» добавляется анусвара (точка, читаемая как латинское «т») и полученное сочетание kam означает «блаженство», a runa — «остановку». Сострадание может означать «остановку блаженства»” в том смысле, что невыносимое страдание многих останавливает счастье одного или препятствует ему. Так же и в Системе Калачакры (разновидность Высшей Йога-Тантры): великое неизменное блаженство пресекает блаженство поллюции и поэтому тоже именуется karuna, «остановка блаженства», несмотря на то, что относится к совершенно иному виду блаженства. Итак, и сострадание, и великое неизменное блаженство означают «остановку блаженства», karuna. Следовательно, совершенно очевидно, что употребление в Высшей Йога-Тантре термина «кашпа» в его второстепенном значении не исключает использование основного значения этого слова — желания освободить все существа от страдания и его источников.

Например, в строфе 12 «Главы Инициации» самой Тантры Калачакры красноречиво повествуется о страдании:

«Во чреве есть страдание пребывания во чреве; при рождении и в младенчестве также есть страдание. Юность и зрелость наполнены сильнейшими страданиями от утраты друга, богатства и состояния, а также великим страданием вредоносных эмоций. Старики страдают от смерти и опять же от страха перед шестью перевоплощениями, такими, как Обитель Плача, и прочими. Все эти существа в круговороте перерождений, введенные в заблуждение иллюзиями, выхватывают страдание из страдания».

Более того, тантрические обеты, принятые во время церемонии инициации, призывают практикующих посвятить себя освобождению всех существ:

«Я буду освобождать тех, кто не свободен
(от препятствий на пути к всеведению).
Я буду спасать тех, кто не спасен (от круговорота бытия).
Я буду избавлять тех, кто не избавлен
(от неблагоприятных воплощений),
И приведу всех чувствующих существ в нирвану».

На альтруистическую основу ритуала инициации указывает тот факт, что церемония начинается с установления альтруистической мотивации и заканчивается наделением полномочий на проповедование посредством мудрого альтруизма, учитывая индивидуальные наклонности и интересы. Итак, особое употребление слова «кашпа» в Высшей Йога-Тантре для обозначения блаженства оргазма без поллюции не вытесняет другого значения этого термина — сострадание.

МОНГОЛЬСКИЙ ученый и йогин Джанг-гья-рол-бай-дор-дже, лама императора Цянлуна во времена маньчжурской династии в Китае в XVIII веке, утверждал, что практикующие, получившие особые наставления в Тантре, обладают более развитым состраданием и находятся на более высоком уровне, чем те, кто практикует сутру Великой Колесницы. В своем труде «Ясное изложение учений» он говорит:

«В драгоценных тантрах и во многих комментариях сказано, что даже менее одаренные ученики Колесницы Мантры наделены большим состраданием и способностями и превосходят самых талантливых учеников Колесницы Совершенства. Следовательно, тот, кто утверждает, что Колесница Мантры была проповедана ученикам, не имеющим желания достигать просветления за длительный период времени и с большими усилиями, неверно понимает значение Тантры. Кроме того, утверждение о том, что Колесница Мантры быстрее Колесницы Совершенства, применимо только к ученикам, являющим собой подходящие для этого знания сосуды, а не к любому. Итак, недостаточно одного избрания Колесницы Мантры в качестве учения; ученик должен быть надлежащим образом подготовлен к вступлению в Колесницу Мантры».

Джанг-гья подчеркивает, что одного желания практиковать Тантру недостаточно; человек должен быть способен к этой практике. Тантры проповедуются далеко не тем, кто не способен продвигаться по Колеснице Совершенства; напротив, они предназначены только для избранных, обладающих необычайным состраданием.

В том же духе Далай-лама VII говорит, что практикующие Мантру имеют в первую очередь мотивацию сострадания и нацелены на достижение высшего просветления наиболее быстрым способом, чтобы служить другим:

«Некоторые понимают, что, посвятив себя Колеснице Совершенства и тому подобному, они должны будут накапливать (заслуги и мудрость) в течение трех неисчисляемых великих эонов и что это займет много времени и потребует немалых усилий. Не в силах вынести эти трудности, они стремятся к достижению состояния Будды за короткое время и несложным путем. Эти люди, утверждающие, что они вступают на краткий путь Колесницы Тайной Мантры, на самом деле находятся вне круга учеников Мантры. Ибо, чтобы вообще принадлежать к Великой Колеснице, не следует искать покоя лишь для себя одного, но, любя других больше, чем себя, нужно быть готовым перенести любые трудности и страдания ради их благополучия. Поскольку последователи Великой Колесницы, посвященные в Тайную Мантру, наделены необычайными способностями, отвернувшиеся от блага других и страшащиеся больших трудностей далеки от Высшей Тайной Мантры… В Высшую Йога-Тантру, что суть тайный краткий путь, следует вступать с мотивацией альтруистического намерения стать просветленным, не желая мириться с тем, что чувствующие существа будут долгое время томиться в круговороте бытия, в общем, и жестоко страдать в частности. При этом следует думать: «Как было бы хорошо, если бы я смог найти способ освободить их прямо сейчас!»

Несмотря на то, что путь Колесницы Мантры быстрее и легче, практикующий не должен стремиться к нему лишь из страха перед трудностями более долгого пути сутры. Тем, кто выбирает краткий путь, движет сильнейшее сострадание: практикующий Мантру хочет достичь просветления быстрее, чтобы раньше обрести способность помочь другим.

Так же, как нетрадиционное употребление термина karuna в контексте оргастического блаженства не исключает использование этого слова в значении сострадания, у термина «ум просветления» (bodhichitta) есть необычное значение, допускающее его использование в других текстах. Высшей Йога-Тантры с обычной коннотацией. Термин «ум просветления» в самом широком смысле означает условный ум просветления, то есть альтруистическое намерение стать просветленным, и абсолютный ум просветления, то есть сознание мудрости в континууме бодхисаттвы, непосредственно постигающее пустоту. Однако «ум просветления» может также означать семя или, точнее, белую и красную основные составляющие регенеративной жидкости, присущие и мужчинам, и женщинам. Это необычное использование термина не исключает более традиционных значений, так как альтруизм и постижение пустоты — первоосновы фундаментальной тантрической медитации йоги божества. Так же, как и термин karuna, в дополнительном значении bodhichitta употребляется лишь в особых случаях для указания на красную и белую сущностные жидкости мужчин и женщин.

Поскольку по традиции лишь наиболее сострадательные существа способны выполнять практику Высшей Йога-Тантры, включающую в себя использование блаженства, порождаемого в соитии женского и мужского начал, связь между способностью к состраданию и способностью использовать на пути сексуальное блаженство очевидна; однако это не опускает высокие мотивации и постижения буддизма Великой Колесницы до обычного уровня. Гедун Чопел не посягает на святыню, говоря о том, что светские и сакральные сферы часто соприкасаются. Тем не менее, он подвергает критике тех, кто проводит грань между желанием и верой, отказываясь признать, что влечение может оказать воздействие на веру. Он также делает акцент на основном постулате Тантры о том, что ум оргазма может открыть глаза на реальность, и, следовательно, мирское некоторым образом связано с запредельным.

Обобщая, Гедун Чопел объясняет, что секс имеет значение На двух уровнях; на мирском уровне он нужен для продолжения человеческого рода, а на духовном он используется для практики постижения пустотности самообусловленного существования через блаженство.

«Увы, я потерял рассудок, и, хотя те, кто находится в здравом уме, станут надо мной насмехаться, я говорю, что опыт блаженства имеет немалое значение, и продолжение рода имеет немалое значение. Если человек способен поддерживать страсть, пребывая в блаженстве и пустоте, может ли это иметь малое значение?»

В том же духе:

«Поскольку оно великолепно продолжает род и приносит славные удовольствия и поскольку в нем заключена сущность жизни и природа присущего человеку божественного начала, сказано, что даже малейшее ограничение пьянящих действий во время наслаждения есть греховное учение».

В мирском аспекте важно и продолжение рода, и облегчение, которое приносит наслаждение. Духовное значение заключается в том, что при длительном наслаждении, которое приносит страсть, можно испытать блаженство и постичь пустоту. Вопрос в том, как получить сексуальное наслаждение, сохранив его духовную ценность и избежав бессознательного омрачения ума. Призывая к снятию всех запретов, Гедун Чопел намекает именно на это.

При отказе от культурных запретов длительное сексуальное наслаждение может пронзить все существо:

«Ясно увидев пьянящий лотос амброзии меж ее пухлых бедер, весенним быком пронзи деву — пруд желания. Грудью прижмись к страстной деве с гибкой талией и стремительными, как у рыбы, движениями. Во время плавания в озере страсти все тело, до малейшей частицы, охватывает восторг и блаженство».