“Объединение Чань с сельскохозяйственной работой”: экономическая стратегия в соответствии с политической идеологией

Buddha.by »
Объединение Чань с сельскохозяйственной работой

Объединение Чань с сельскохозяйственной работой

В начале 1980-х, пережив кошмар, который Культурной Революции (1966-1976 гг.), «Буддистская Ассоциация Китая» приняла как один из своих главных лозунгов выражение “Объединение Чань с сельскохозяйственной работой ”. Цель этой программы состояла в том, чтобы задействовать монахов в производственном труде наряду с выполнением религиозных обрядов, чтобы монашеские общины были экономически самостоятельны.

Этот подход не так уж нов. Действительно, этот уже лозунг встречается в работе Taixu (1889-1947), известного реформатора китайского буддизма двадцатого века. В конце 1920-х Taixu был вдохновлен монашескими правилами, введенными мастером Бэйжангом (749-814 гг. н.э.) во время Династии Тан, во время правления которой подчеркивалась потребность жить плодами собственного труда в поле. Taixu предложил, чтобы буддисты лозунг “сельскозяйственный чань” развить в “рабочий чань”. Taixu надеялся, таким образом, задействовать монахов, особенно не изучающих буддийское учение в прибыльном труде, будь то сельское хозяйство, коммерция или индустрия. Однако его идея в реальности никогда не была испробована.

В 1950 г., вскоре после того, как была провозглашена Китайская Народная Республика, один из учеников Taixu, Juzan (1908-1984), монах, который был близок к Коммунистической Партии, продолжил дело своего учителя. На сей раз, комбинация чань и “работы” стала одним из основных методов приспосабливающегося буддизма к коммунистической революции. До 1949, монахи жили главным образом на аренду своих земель, пожертвования от верующих и доходов от религиозных обрядов. Таким образом, новое правительство видело монахов как эксплуататоров и иждивенцев – пережитков феодального режима. В этой ситуации, Juzan, поддержанный меньшинством буддийских иерархов, которое желая соответствовать требованиям революции, предложило “полностью преобразовать существующую буддистскую систему производительным трудом”, чтобы “избавиться от статуса землевладельцев, системы частной собственности на наследуемые монастырские земли и суеверных обрядов”. Именно так выражение “Объединение Чань с сельскохозяйственной работой” возникло, и было впоследствии объявлено официальными организациями Буддизма своим девизом.

Именно с этим послушным отношением “социалистическому перевоспитанию” буддизм подвергся аграрной реформе в начале 1950-ых. Таким образом, монахи подверглись экспроприации, и их земли пропорционально согласно критериям регионального уровня были возвращены монастырям. Монастыри в сельских районах рассматривались государством производственными ячейками, и они также были подвергнуты последующим актам сельскохозяйственной коллективизации, и затем объединены в коммуны. Китайский буддизм не избежал своей трагической судьбы, несмотря на усилия приспособиться в течение первой стадии правления коммунистического правительства. Ситуация начала ухудшаться в конце 1950-х; и буддизм был почти полностью уничтожен во время «Культурной Революции», когда большинство монастырей было разрушено или конфисковано государством. Большинство монахов и монахинь были тогда вынуждено возвратиться к светской жизни.

В начале 1980-х, поскольку возрождался буддизм, выражение “Объединение Чань с сельскохозяйственной работой” было подхвачено снова, на сей раз как лозунг. Тогда официально эта традиция признана как одна из “трех превосходных традиций китайского Буддизма”. По случаю воссоединения, организованного по случаю тридцатой годовщины «Буддистской Ассоциации Китая» в 1983, Zhao Puchu (1907-2000), президент Ассоциации, дал иное толкование лозунгу в этих терминах: “Чтобы приспособить буддизм к китайскому обществу, почтенные буддийские наставники в нашей древней истории, после нескольких столетий исследования и экспериментов, установили правило, “Объединение Чань с сельскохозяйственной работой”. Здесь мы можем понять термин “сельскохозяйственная работа” в более широком смысле как целый диапазон работ в сфере производстве товаров и услуг, полезных для общества. Чань означает исследование и практику. Начиная с момента основания тридцать лет назад, «Буддистская Ассоциация Китая» предпринимала непрерывные усилия осуществить превосходный принцип ‘день без работы – день без пищи’. Она всегда поощряла всех буддистов играть активную роль в производительном труде или в любой другой деятельности, которая может служить созиданию социализма. Сегодня, поскольку мы оказываемся в новой эпохе социалистической модернизации, мы, буддисты должны далее развить эту превосходную традицию китайского Буддизма”.

Эти речи стали руководящим принципом монашеской организации. Монастыри, которые были восстановлены возвратили в руки буддистов. Они организовали работу монахов так, чтобы те принимали активное участие в сельскохозяйственных работах, возделывая землю, возвращенную им государством. Деколлективизация вернула ту же ситуацию, которая предшествовала «Культурной Революции». Земля была отдана монахам, чтобы возобновить их работу над этим или к местным властям, которые сдали в аренду это к монастырям.

Чтобы поощрить монастыри заняться “производительным трудом” в официальном журнале Буддистской Ассоциации Китая», «Fayin» публиковались статьи, которые показывали, что “труд” является существенным условием китайского Буддизма. В 1985, 1986 и 1988 этот журнал даже вел регулярную рубрику “Передовики Чань, объединенного с сельскохозяйственной работой”, где рассказывалось об образцовых монастырях.

Легко понять, почему китайский буддизм должен был стремиться к объединению сельскохозяйственной работой. В начале 1980-х отношения между государством и буддизмом был чрезвычайно неуравновешенными. Государство отказалось взять ответственность за разрушение буддизма, и финансовая положение монастырей было очень сложна. Для многих монахов, сельское хозяйство было единственными средствами выживания.

Буддизм и другие религии в течение долгого времени ущемлялись государством. В некоторой степени буддизм все еще рассматривали пагубным пережитком старого общества, суеверием. Сталкиваясь с этим осуждением, буддизм был просто вынужден искать способ узаконить своё существование в “социалистическом” обществе. Таким образом, на экономическом фронте, монахи должны были принять большую дозу физической работы, чтобы избежать обвинения в эксплуатации масс и паразитизме. “Объединение Чань с сельскохозяйственной работой” не только гарантировало выживание монашеского общества, но также и согласовывало монашескую жизнь с трудовой этикой, навязанной государством. Монахи должны были быть как “трудолюбивыми”, так и “полезными”. Поэтому неудивительно слышать почти во всех сообщениях радиопередач, посвященных успеху “Объединение Чань с сельскохозяйственной работой”, что “монахи вносят свой вклад в построение социалистического государства”.

comments powered by Disqus