Пять нравственных установок

Buddha.by »
Пять медитативных способностей

Прежде чем приступать к серьезной практике медитации, очень важно заложить прочное основание нравственности.

Во-первых, само намерение соблюдать пять предписаний, не говоря уже об их соблюдении, создает вокруг йогина что-то типа защитного круга. Можно назвать это энергетической защитой. У него будет меньше проблем с окружающими, у него будет меньше врагов и недоброжелателей, а если его недоброжелатели попытаются причинить ему вред, то их вредоносные действия поменяют направление и вернутся обратно к ним. По этому, в буддизме, очень часто подчеркивается, что сила, то есть нравственность, – это очень мощная защита. Если начинающий практик йоги думает, что для эффективной практики достаточно формальных рецитаций фраз на языке пали, он ошибается. Необходимо серьезно подойти к этим предписаниям, тогда их эффект не заставит себя долго ждать – все обстоятельства будут кармически складываться в пользу практика.

Во-вторых, Если йогин не соблюдает эти пять предписаний, то он теряет постепенно интерес и, в конце концов, прекращает практику медитации. Как правило, такие практики начинают обвинять учение в его неистинности, или неэффективности. В действительности же, способ Будды очень действенный. Просто йогин либо не выполняет всех предписаний или же выполняет их неверным образом. Соблюдение предписаний необходимо для совершенствования и очищения ума. Нарушение любого из них влечет много беспокойства, угрызения совести и тревоги вследствие чувства вины. Это приводит к напряжению ума и помрачению мыслей.

В-третьих, предписания необходимы для обретения плодов йоги, иначе все время будет потрачено зря. Эти нравственные установки развивают внимательность и осознанность, в результате чего ум успокаивается, становится свободным от всякого сожаления, вызванного неправильными поступками. Мирный и спокойный ум – ясность и свобода от напряжения. Поэтому, очень полезно каждый день принимать эти предписания, не просто как какой-то обряд или ритуал, но как напоминание о практике. Ежедневное принятие предписаний поможет поддерживать кармически позитивный уровень ума, речи и действий.

В наше время стали популярны разного рода афирмации, или установки, которые человек использует для внушения себе каких-то идей. На пример, некоторые любят метод смотрения в зеркало и внушения себе идеи: «я самая красивая, я самый сильный, я самый успешный и т.д.». Такой методикой можно заставить поверить в собственную красоту, или силу, но не всегда это будет соответствовать действительности. При чем эти установки еще больше фокусируют ум на своем «я», а за мыслью «я самая красивая», следует неразлучно мысль «я полное ничтожество»

Данные установки не связаны с внушением своему уму нереальных идей, они направлены на выработку вполне конкретных качеств – доброты, прямоты, честности. Если эти качества развиты, человеку не надо будет повторять «я самый добрый и т.д.», эти свойства будут очевидны. Эти установки лучше повторять на своем языке, ибо самое главное, что бы они оставили отпечаток на вашем уме. Тогда они станут частью характера. Эти пять предписаний таковы:

1. Я принимаю предписание воздерживаться от убийства живых существ

Это предписание означает воздержание от сознательного убийства даже таких живых существ как муравьи, комары и тараканы. Разумеется, в жизни не все так идеально, и возможно некоторых эта установка удручит, но надо помнить, что это всего лишь рекомендации, а не заповеди на каменных скрижалях. С другой стороны надо помнить, что закон причин и следствий действенен, и всякое действие несет свой плод.

2. Я принимаю предписание не брать того, что не было мне дано

Это предписание подразумевает воздержание от кражи, вплоть до того, чтобы не брать и не использовать без разрешения чьи-то принадлежности. Сюда также относится использование для личных нужд служебной техники, или материалов (мешок цемента, служебная машина, канистра солярки и т.д.)

3. Я принимаю предписание воздерживаться от аморального сексуального поведения

Это означает, преимущественно, не иметь никаких половых связей с чужими женами, или мужьями (партнерами), или с другим человеком и его партнером одновременно (групповой секс, гомосексуализм), или же с кем-то, кто все еще находится под опекой члена семьи (соблазнение несовершеннолетних, которые находятся на иждивении у своей семьи). Эти предписания не были даны Аллахом, Богом или другими небожителями. Они обеспечивают эффективность практики. Если человек занят соблазнением малолетних, или чужих жен, или мужей, он создаст себе массу неприятностей, и вряд ли сможет посвящать свое время йоге.

4. Я принимаю предписание воздерживаться от произнесения лжи, употребления грубой речи, от клеветы на других, от пустых разговоров и сплетен

Это означает воздержание от любой речи, которая неправдива, и бесполезна для других – сплетни, пустые разговоры (обсуждение пищи, одежды, разного рода литературных произведений, которые ни как не связаны с практикой йоги).

5. Я принимаю предписание воздерживаться от принятия опьяняющих веществ и напитков

Многие полагают, что не большие дозы пива или вина не оказывают никакого воздействия на ум. Это заблуждение! Йогин по мере практики медитации становится очень чувствительными и замечает влияние даже такого безвредного вещества как аспирин. Тем более это касается алкоголя и других одурманивающих веществ! Исключение составляют лекарства, приготовленные на основе алкоголя или наркотиков, которые надо принимать во время болезни про назначению врача. По мере развития сосредоточенности ума, йогин замечает, что всякое одурманивающее средство – это помеха, такая же, как и сильный шум, на пример.

При нарушении одного из предписаний, необходимо осознать нарушения и принять решение впредь не нарушать его. Ежедневное принятие предписаний пред медитативной сессией заново задает уму установку. Со временем ум становится более осознанными, и выполнение предписаний будет происходить естественно с пониманием пагубных последствий.

comments powered by Disqus