2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БУДДЫ КАК ПОДЛИННО ДОСТОЙНОГО СУЩЕСТВА

Buddha.by » Библиотека » Лестница, украшенная драгоценностями

В Комментарии к “Основе всех совершенств” (Дзонг-ка-бы) говорится:

“Сущность пути к просветлению состоит в том, что вы полностью полагаетесь на духовного учителя. Будда указал в сутре о необходимости быть уверенным в духовном учителе должным образом, для этого надо представить себя больным, а духовного учителя — доктором, его наставления — как лекарство, а добросовестное применение — как лечение. Чтобы повысить веру в духовного учителя,— сказал Будда,— надо доверять ему так же постоянно, как Земля никогда не устает от своего бремени; как алмаз, неизменный в своем составе и не поддающийся растворению; как преданный служитель, выполняющий все задания без указания”.

Соответствующее доверие духовному учителю требует убежденности в том, что сам Будда, первый учитель и образец для всех буддийских наставников, достиг полного, действительного осознания. 13 Дигнага в своем “Кратком руководстве к правильному восприятию” (тсхад ма кун бтус, праманасамуккая) использует два метода аргументации, чтобы доказать, что этот учитель, Будда, является подлинно достойным существом (тсхад ма’и скьес бу, прамана пуруса). В своем приветствии к этой работе Дигнага представляет основание для подтверждения правоты Будды.

Разъяснение приветствия Дигнаги, начиная с первого слова и до последнего, называется последовательным порядком толкования, а изложение, ведущееся от последнего слова к первому — обратным порядком толкования. Приветствие Дигнаги представляет собой следующее: 14

Я кланяюсь низко тому, кто стал подлинно достойным, Помощнику существ, учителю, Сугате и спасителю.

В этих двух строках Дигнага очень точно выражает приветствие Будде. Говоря “тому, кто стал подлинно достойным”, Дигнага имеет в виду учителя, Будду. Более конкретно, словами “тому, кто стал”, Дигнага опровергает небуддийскую веру в постоянное или неизменное, самовозникающее правильное восприятие. Говоря “помощнику существ”, Дигнага указывает на великое сострадание; “учителю“—означает мудрость, которая познает самоотверженность (бдаг мед, пэйратмья); под “Сугатой” (тем, кто познал счастье — т. е. Буддой) имеется в виду Сугата, который наделен либо тремя видами отречения, либо тремя видами осознания (см. внизу); и “спасителю“— означает то, что Будда служит прибежищем.

Используя первый эпитет своего приветствия как основу, а остальные четыре — как отличительные качества, Дигнага показывает, как установить, что Будда является подлинно достойным существом. У Дигнаги есть основание использовать эпитет “учитель”, чтобы указать на мудрость, которая познает самоотверженность. Ибо Будда избавляет живые существа от страданий посредством своего несомненного обучения методу освобождения, а такое учение возникает благодаря силе мудрости, главной ее причине. Для того, чтобы понять этот процесс, Дигнага обозначил причину (мудрость, познающую пустоту) именем следствия (учителя).

Если мы будем рассматривать отличительные свойства приветствия в последовательном порядке, то Дигнага указывает, что этот Сугата наделен полным отречением (от беспокойных настроений). Это делается для того, чтобы показать, что Будде надо было освободиться от страданий самому, прежде чем освобождать других. В обратном порядке толкования отличительных особенностей приветствия, Дигнага указывает, что Сугата наделен полным осознанием. Он делает это для того, чтобы показать, что Будде нужно было знать, как освобождать других от страданий до того, как он научился это делать в настоящее время. Таким образом, последовательным порядком толкования Дигнага указывает на освобождение, а обратным порядком — на всеведение.

Отречение Сугаты и его осознание представлены тремя видами каждый. Пользуясь языком отречения, Сугата имеет:

1. добродетельное отречение;
2. необратимое отречение;
3. полное отречение.

Эти разновидности отречения возвышают того Сугату, который совершил все указанное выше, и соответственно, 1) небуддиста, 2) входящего в поток (ргъюн зхугс, сротапан-на), который должен вернуться в циклическое существование семь раз, и 3) Самопросветленный Архат (ранг сангс ргьяс дгра бком па, пратъекабудда архат ) или Слушающий Архат (пьян тхос дгра бком па, сравака архат). 15 Языком осознания Сугата имеет:

1. осознание реальности;
2. твердое осознание;
3. полное осознание.

Эти три вида возвышают того Сугату, который осознал все указанное выше, и соответственно, 1) небуддиста, 2) учащегося,16 и 3) Самопросветленного или Слушающего архата.

Повторим приветствие Дигнаги:

Я кланяюсь низко тому, кто стал подлинно достойным, Помощнику существ, учителю, Сугате и спасителю.

Каковы последовательные и обратные порядки толкования этого приветствия? Первый является методом обучения, который следуя порядку толкования приветствия указывает, что из сострадания возникает мудрость, которая познает самоотверженность, из этой мудрости происходит Сугата, у которого все три разновидности отречения, а из Сугаты происходит спаситель. Называется последовательным порядком толкования потому, что следует за последовательностью происхождения, тем самым доказывая, что последующие следствия вытекают из соответственных предшествующих причин. Это объяснение следствия через исследование его причин.

Другой стороной рассуждения является обратный порядок толкования, начинающийся с последнего слова приветствия. Он объясняет причины, приводящие к состоянию Будды через наблюдение следствий. Здесь доказывают, что Будда Шакьямуни достиг трех видов осознания Сугаты, потому что он спаситель. Можно доказать, что Будда приобрел мудрость, познающую самоотверженность прто-му, что он достиг осознания Сугаты. Потому что у Будды есть эта мудрость, можно доказать предшествующее этому достижение Буддой великого сострадания. Этот метод обучения через определение предшествующих причин называется обучением порядку осознания, потому что он показывает порядок выведения предшествующих причин через анализ последующих следствий.

В отношении “порядка осознания” все правильные причины в общем являются средствами выведения того, что устанавливается (сгруб бъя, садхъя ). Точнее, последние три причины, указанные выше, являются “следственными причинами” (‘брас ртагс, фалахету ), посредством чего наличие причины определенно выводится из наличия следствия так же, как присутствие огня выводится из наличия его следствия, дыма.

Еще говорят, что определение учителя как подлинно достойного и как всеведающего (рнам па тхамс кад кхьен па, сарвакараджната ) есть одно и то же. Так же, как и правильное восприятие (тсхад ма, прамана) верно в отношении своего объекта, так и Будда прав в отношении обучения существ, как освобождать себя от страданий. Таким образом, Будду определяют как подлинно достойное существо.

Более того, всеведение, которое указано здесь, это не знание Буддой бесполезных фактов, таких, как количество живущих в океане, а это несомненное знание и умение применять метод освобождения существ от страданий. Именно Это всеведение наиболее важно для практики тех, кто стремится к освобождению.

Как последовательный, так и обратный (индуктивный и дедуктивный) порядки толкования приводят к объяснениям, доказывающим, что “Будда является всеведающим (или подлинно достойным) существом. Первый дает возможность понять, по какому пути учитель прошел; это противоречит мнению оппонентов, заявляющих, что нет причины, которая могла бы создать или привести к всеведению (то есть, что всеведение не существует). Последний показывает, как Будда продвинулся вперед по пути, по которому он шел; это противоречит мнению оппонентов, которые говорят, что нет причины для достижения всеведения (то есть, что всеведение беспричинно). Оба эти подхода устанавливаются путем рассуждений.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ТОЛКОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ УЧИТЕЛЯ КАК ПОДЛИННО ДОСТОЙНОЕ СУЩЕСТВО

А. ЦЕЛЬ ОБОСНОВАНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ПОРЯДКА ТОЛКОВАНИЯ

Нигилисты утверждают, что нет причины, которая может создать всеведающее существо. Они рассуждают следующим образом: нет ни всеведающего, ни подлинно достойного существа, ибо, чтобы быть всеведающим, надо знать все скрытые явления (мког гъюр, парокса), а такие знания невозможно доказать. Это вытекает логически, поскольку такое всеведение возникает после занятий медитацией в течение многих жизней; невозможно достичь этого за одну жизнь. Это невозможно, — аргументируют нигилисты, — поскольку нет предшествующих или будущих жизней. Более того, если бы приложили все усилия и развивали сострадание долгое время, можно было бы развить сострадание отчасти, но нельзя развить его до бесконечности, поскольку любое обучение имеет определенный предел. Этому служит пример с прыжками в высоту и нагреванием воды. Сколько бы вы не грели воду, ее температуру невозможно повысить выше определенной точки.

На утверждения нигилистов Дхармакирти, “Бог логики”, отвечает следующее: “Оба ваши примера неверны. Предположим, что вы некогда обучались прыжкам в высоту очень старательно. Когда вы будете прыгать снова, вам надо снова попытаться, как и раньше – последний прыжок не может возникнуть самопроизвольно из предшествующего. К сравнению, когда вы познаете сострадание и прочее, вам незачем делать вновь усилие, подобное первому, чтобы создать продолжение того сострадального умственного состояния. Вы в состоянии создать много подобных продолжений на основе вашего предыдущего усилия. Таким образом можно развить сострадание до бесконечности.”

Когда мы слишком сильно нагреваем воду, ее основа — вода — испаряется. Это происходит из-за непостоянства воды. Ум, на котором основаны сострадание и прочие, тем не менее устойчив; в этом плане познания ума всегда остаются ясными.

Поэтому, чтобы развивать познание до бесконечности, требуется как стабильная основа, так и независимость от возобновленных усилий. Поскольку в прыжках в высоту отсутствует последнее, а в нагревании воды — первое, то они не могут повышаться до бесконечности. Поскольку у развития сострадания оба эти состояния представлены в полном виде, оно будет продолжаться в соответствии с тем, насколько мы будем его развивать.

Следовательно, будет правильно утверждать, что познание, которое зависит от ума, развивается до бесконечности. Если бы осквернения, такие, как представление о собственном “я” (бдаг ту ‘дзин па, атмаграха ), укоренились в \/ природе ума, их невозможно было бы изжить, пока сам ум не был бы разрушен; так же, как и теплоту невозможно отделить от огня. Но такие осквернения не укореняются в природе ума, они происходят случайно. Мы можем освободиться от осквернений, поскольку они накладывается на ум временно благодаря нашему невежеству. Этот процесс напоминает охлаждение куска раскаленного желез)а путем отделения его от огня.

Поскольку это так, мы можем использовать рассуждения, чтобы доказать несостоятельность обозначаемого объекта (зхен йюл ) представления о собственном. Исходя из этого опровержения, мы в состоянии способствовать становлению сознания (нгес схес нискайаджнана ), осознающего несуществование этого обозначаемого объекта. Стоит нам привыкнуть постоянно развивать это сознание, мы сможем посредством рассуждений достигнуть ясного понимания самоотверженности.

Причина для этого следующая: мудрость, которая осознает самоотверженность лиц посредством умственного V воображения (дон спъи, артхасаманья ), действительно может вызвать ясный образ объекта медитации, когда занимаетесь медитацией, соблюдая все условия, длительное время. Это так, поскольку у этой’ мудрости устойчивая основа, и она является здоровым умственным качеством, которое не требует возобновления усилия, если его когда-то уже развили. Примером возобновления чего-либо без приложения усилия является желание. 17 Его “основа” – лишь ясное знание ума. Рассуждения, которые доказывают, что у знания невозможно обнаружить ни начала, ни конца, показывают, что такое знание прочно. 18

Б. КАК ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ТОЛКОВАНИЯ ТОЧНО ОПРЕДЕЛЯЕТ УЧИТЕЛЯ КАК ВСЕВЕДАЮЩЕГО

В этом разделе четыре подтвержденных высказывания:

1. Тот Бодхисаттва, которому суждено стать Буддой Шакьямуни в будущей жизни и который только что ступил на путь накопления (тсхогс лам, самбхарамарга ), способен вызвать в себе мудрость, непосредственно познающую самоотверженность (качество, обозначенное в приветствии Дигнаги словом “учитель”). Это установлено, поскольку он начинающий Бодхисаттва, который пришел под влиянием великого сострадания (качество, обозначенное в приветствии Дигнаги словом “помощник”). Этот Бодхисаттва подобен искусному врачу, который под влиянием сострадания, желает излечить от болезни пациентов и сосредоточен на методе для осуществления этого. 19

2. Тот Бодхисаттва, которому суждено стать Буддой Шакьямуни в будущей жизни и который находится на дороге познания (мтхонг лам, дарсанамарга) пути освобождения (рнам грол лам, вимуктимарга ), способен породить Сугату, обладающего тремя видами отречения (качество, обозначенное словом “Сугата” в приветствии Дигнаги). Это так, поскольку он — Бодхисаттва на пути познания, непосредственно познающий самоотверженность. Он подобен искусному врачу, который излечивает болезнь пациента. 20

3. Будда Возвышенный (фагc па, аръя), которому суждено стать известным как Будда Шакьямуни и который пребывает в первом мгновении всеведения, может помочь другим достичь их основной цели (качество, обозначенное в приветствии Дигнаги словом “спаситель”). Это так, поскольку он достиг окончательного отречения, имеющего три разновидности. Он подобен искусному врачу, который спасает жизнь пациента, не считаясь с выгодой, уважением или другими мирскими заботами. 21

4. Наш учитель — подлинно достоен, чтобы повести за собой тех, кто стремится к освобождению; то есть он — всеведающее существо, которое знает в совершенстве методы освобождения от страданий. Это так, поскольку он довел до совершенства способность спасать других, верно обучая их посредством сострадания методу освобождения от страданий так, как он его понял сам. Тот, у кого обширные познания в области методов освобождения, подобен искусному врачу, который соблюдая этапы применения, дает лекарство, устраняющее недомогание и утверждающее больного в состоянии счастья, здоровья. 22

КАК ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК ТОЛКОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ БУДДУ КАК ВСЕВЕДАЮЩЕГО

Сторонники вечного существования говорят, что нет причины для достижения всеведения. Они говорят, всеведающее существо есть, но оно не знает все отдельные явления. Пожалуй, его называют “всеведающим”, потому что оно создает все. Например, лицо, которое знает, как сделать многое собственными руками, называют по обыкновению “всезнающим”, или же можно сказать “всеведающим” в своем ремесле. Таким образом, создатель всех миров, Господь Бог, который появился сам и который вечен, знает все. Тем не менее, не существует причины, которая может привести к всеведению, поскольку нет метода, побуждающего того, кто ранее не знал/всего, узнать это позднее. Например, те, кто не ведают, что демон находится прямо перед ними, не смогут обнаружить его, как бы они ни старались.

Для того, чтобы доказать несостоятельность этих ошибочных представлений сторонников вечного существования, Дхармакирти использует обратный порядок толкования, чтобы доказать, что Будда – всеведающее существо. Снова четыре подтвержденных высказывания:

1. Глава мирян Победоносный освобождает от страданий тех, кто стремится к освобождению, поскольку он хорошо знает верный способ осуществления этого и обучает соответственно и безошибочно. 23

2. Глава мирян Победоносный, должно быть, ранее достиг своей собственной цели — состояния Сугаты, владеющего тремя видами осознания. Это верно, поскольку он стал спасителем, способным помочь другим достигнуть их конечной цели и научить их безошибочно отбрасывать в первых двух благородных истинах и применять в последних двух благородных истинах. 24

3. Будда Возвышенный, известный как Глава мирян Победоносный, который пребывает в первом мгновении всеведения, должно быть, ранее достиг своей цели — мудрости, которая непосредственно познает самоотверженность,— поскольку он достиг состояния Сугаты, владеющего тремя видами осознания. 25

4. Бодхисаттва на пути видения того, кто станет Главой мирян Победоносным в будущей жизни, должно быть, ранее вызвал в себе великое сострадание, которое является причиной его возвышенного состояния, поскольку он — Бодхисаттва Возвышенный, который непосредственно познает самоотверженность. 26

Не все из силлогизмов или подтвержденных высказываний, только что описанных, именно те силлогизмы, которывопределяют Будду как подлинно достойное существо, ибо не все они открыто упоминают о подлинно достойном существе как объекте, существование которого они – доказывают. Тем не менее, все эти силлогизмы либо прямо, либо косвенно доказывают, что Будда — подлинно достойное существо.

ЦЕЛЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ТОГО, ЧТО УЧИТЕЛЬ -ВСЕВЕДАЮЩИЙ ИЛИ ПОДЛИННО ДОСТОЙНЫЙ

Умные люди, возможно, думают: “Будда определил такие учения, как отбрасывание и применение, изложенные в четырех благородных истинах как метод освобождения существ от страданий. Изложил ли Будда эти методы после того, как сам вначале понял их или нет?”

Чтобы исследовать это, можно было бы выдвинуть следующее доказательство. Сразу же после достижения состояния Будды, Будда изложил отбрасывание и применение в контексте всех четырех благородных истин и прочего. Объяснению этих методов освобождения, должно быть, предшествовало полное знание их, поскольку дано правильное толкование, которое безошибочно определяет эти методы. Например, учение Будды о самоотверженности людей является несомненным методом достижения освобождения. 27

Цель доказательства всеведения Будды — это показать, что он может служить прибежищем. Вообще, обе основные причины тбго, что вы не являетесь подходящим прибежищем, следующие: 1) незнание метода избавления от страха, и 2) хотя и знаете этот метод, но не обучаете ему других. Последующее подтвержденное высказывание опровергает мысль, что у Будды есть такие нежелаемые качества: всеведающий Будда, как доказано последовательным порядком толкования, хорошо знает эти методы освобождения от страданий, поскольку он осознал их сам и, в соответствии с этим осознанием, обучает им других посредством сострадания. Это свидетельствует о том, что Будда способен как служить прибежищем, так и действовать как прибежище.

Как это происходит? Будда несомненно представляет себе путь освобождения, поскольку он достиг полного самоотречения, неустанно устраняя препятствия на этом пути. Таким образом он может, несомненно, показать путь освобождения, поскольку он ее, несомненно, нашел..
Некоторые, возможно, желают знать, учит ли Будда, хотя и способный учить таким образом, неправильно, также как злонамеренный врач неправильно лечит из-за эгоистичных опасений, что не осуществит собственное желание славы и наживы. Тем не менее, Будда никогда не говорит лживо из-за привязанности к себе, поскольку добился свершения собственной цели — отречения от привязанности к себе и прочего. Может быть, Будда обучает неправильно из-за отсутствия сострадания к другим? Будда не говорит притворно из-за отсутствия сострадания, поскольку приучился к милосердию и великому состраданию, развивая это в течение многих жизней ради других.

Таким образом, Глава мирян Победоносный говорит только о том, что верно и благотворно, а не о том, что ошибочно и бесполезно. Он говорит только о том, что полезно, поскольку уже полностью развил сострадание. Он – говорит только о том, что несомненно, поскольку он уже приобрел все знания. Следовательно, Будда действует как прибежище, благодаря своей способности освобождать людей от страха и хорошо обучая методу избавления себя от страха. Поэтому только наш учитель – подлинно достойное существо, которое служит как прибежище.

ЗНАЧИМОСТЬ КОММЕНТАРИЕВ О ПРАВИЛЬНОМ ВОСПРИЯТИИ

Чтобы показать успехи Будды, Дигнага заявил в своем “Кратком руководстве к правильному восприятию”:

Я низко кланяюсь тому, кто стал подлинно достойным, Помощнику существ, учителю, Сугате и спасителю.

В качестве обширного комментария к этим словам, Дхармакирти написал вторую главу “Доказательство правильного восприятия” в своем “Точном комментарии”. Поскольку есть такой подробный комментарий, полностью приведенный как раз в одной главе, нет необходимости ссылаться на авторов других комментариев.

В указанной главе “Точного комментария” Дхармакирти учит проходить полные ступени пути в последовательном порядке. Путь нашего учителя начался, когда он вначале вызвал в себе альтруистическое стремление к наивысшему просветлению и достиг своего зенита, когда он достиг состояния Будды. Таким образом, глава учит проходить ступени пути Махаяны. В той же самой главе Дхармакирти, исцользуя обратный порядок толкования, исчерпывающе показывает, как достичь освобождения в зависимости от отбрасывания и применения, изложенных во всех четырех благородных истинах. Таким образом, глава учит также проходить ступени пути, общие для Хинаяны и Махаяны.

Брлее того, все Три Драгоценности Махаяны расположены в последовательном порядке, обсуждаемом в этой главе. Драгоценность Будды Махаяны включает в себя всеведение, а также Природное Тело, владеющее тремя видами отречения. Драгоценность Духовного Сообщества Махаяны состоит из Бодхисаттв.Икоторые, побуждаемые состраданием и возвышенными намерениями, размышляют о мудрости, непосредственно познающей самоотверженность. Драгоценность учения Махаяны предствляет собой мудрость, которая непосредственно познает самоотверженность, связанную с такими добродетелями, как порождение альтруистического стремления к наивысшему просветлению.

К тому же, во второй главе Дхармакирти показывает обратным порядком толкования все Три Драгоценности, связанные с учением Хинаяны. Будда, своим обучением отбрасыванию и применению во всех четырех благородных истинах, является Буддой-Драгоценностью для хинаянис-тов. Драгоценность Духовного Сообщества Хинаяны представляют те святые, которые осуществляют, благодаря силе медитации о самоотверженности существ, прекращение, то есть отречение от’ омраченных настроений. Драгоценность учения Хинаяны – это то прекращение вместе с – мудростью, которая устремлена к самоотверженности лиц. Подводя итоги, можно утверждать, что наш учитель достиг возвышенного состояния следующим образом. Прежде всего он окончательно понял, как доказать существование всех Трех Драгоценностей с помощью фактов, а затем нашел прибежище в Трех Драгоценностях с уверенностью, рожденной от правильного восприятия. С этого времени он убедительно доказал, как потребность, так и способность достичь полного просветления ради [блага] других. Затем, вызвав в себе альтруистическое стремление к просветлению, он дал обещание достичь полного просветления. Поскольку полное просветление наступает в результате созерцания ума, который реализует способ существования всех четырех благородных истин, Будда пытался в течение многих эонов накопить оба собрания, достоинств и мудрости. Наконец, он стал союзником и прибежищем всех существ, достигнув состояния Сугаты, владеющего тремя видами отречения.

Поскольку можно определить все ступени путей Хинаяны и Махаяны посредством “Семи трактатов о правильном восприятии” Дхармакирти вместе с “Кратким руководством к правильному восприятию” Дигнаги, то важно осознать эти трактаты как наиболее выдающиеся мемуары на буддийскую тему.

Как утверждает Дзонг-ка-ба в своем “Полном объяснении ступеней мантры” (снгагс рим чхен мо):

“Поймите , что комментарии в виде рассуждений, такие, как “Семь трактатов о правильном восприятии”, представляют собой лучший метод для возникшего огромного уважения, которое означает не только слова для нашего учителя, для учения — состоящего как из словесного описания, так и эмпирического осознания, — а также для практики, которая согласуется с ними.”

Таким образом, цель анализа Дигнаги и Дхармакирти не будет достигнута, пока он не будет побуждать вас развивать самим осознание Будды, претворяя его учения на практике. Как сам Будда предписывал, это требует тщательного и обоснованного анализа его учений, которые основаны на четырех опорах и различают, какие учения нуждаются в толковании, а какие являются каноническими.